WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Черногория : Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории



Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории

Подготовка.
В преддверии наступающих майских праздников, мой утомленный зимой и работой организм начал требовать, что бы его как можно быстрее увезли из того места, которое называется г. Москва, и положили где-нибудь на песочке около какого-нибудь моря-окияна. Сопротивляться организму вредно для здоровья, поэтому после недолгих раздумий и некоторых не имеющих отношения к рассказу обстоятельств, для завоевания была выбрана Черногория.

После минимального изучения интернета на тему этой страны оказалось, что без машины там делать почти нечего, кроме того, как валяться на пляже. Возникла проблема - я, к сожалению, а машине не ездец, но, тем не менее, являюсь сторонником активного отдыха, и по ряду причин всегда путешествую один. Так что я был поставлен перед нелегкой дилеммой. Один вариант - брать автобусные экскурсии и шарахаться с толпой туристов (чего я не люблю до крайности), или как фрайер разъезжать на такси за немалые евры.

Другой - искать человека, который захотел бы поехал со мной (а я с ним), с целью катать меня на прокатной машине по стране. Победила жадность, и после не очень долгих уговоров одна наиболее безумная коллега по работе (Оксана, в дальнейшем, для краткости, Ксю (да простит она меня за эту писанину!)), была сбита с пути истинного, и поскакала делать закордонный паспорт, и искать деньги на поездку, и все для того, что бы составить мне компанию. J Договоренность между нами была следующая - я организовываю поездку и пребывание в стране, Ксю падает за руль, и рулит, рулит, рулит...

Итак, Ксюхины документы на паспорт сданы, агентства, предлагающие билеты в Черногорию (летели в Тиват) обзвонены (билеты стоили приблизительно одинаково, около 13000 на май 2008), предварительный план поездки составлен. По ряду причин (в основном, из-за отсутствия денег), ехать решили на неделю. Кроме всего прочего, туда почти невозможно улететь, к примеру, дней на десять, так как самолеты туда-обратно летают хитро, например, вторник-вторник, четверг-четверг, и т. д., так что проще всего улететь либо на семь, либо на четырнадцать дней.

Местом постоянной дислокации мы решили сделать Будву (о чем впоследствии ни разу не пожалели), и оттуда на машине ездить по всяким интересным местам, с возвратом обратно в Будву. Был вариант с ночевками в разных местах, но все-таки приятно иметь свой дом, да и расстояния там не такие уж и большие.

Далее случилась вторая измена (первая - это соответственно, Ксю), был куплен путеводитель серии "Полиглот". Ранее без Lonely Planet я дальше, чем на дачу не уезжал, но оказалось, что это издательство, готовое отправить туриста в самую глухую задницу, уделило сей прекрасной и очень интересной стране всего шесть-семь страничек в выпуске East Europe.

Потом был очень ответственный момент - надо было забронировать машину, так как брать то, что предложат на месте (если вообще чего-нибудь предложат) нам не хотелось. В конце концов, именно свобода выбора, на мой взгляд, одно из основных достоинств нашей цивилизации. После долгого анализа интернет-сайтов, обещающих прокат машин в Черногории, анализа цен (почему-то Шкоду Ксю не хотела, а на БМВ денег явно не хватало), мы остановились на Toyota Yaris за (если не ошибаюсь) 45 евро/сутки.

На их сайте можно узнать все подробно, очень адекватные люди, говорят по-русски. Спустя некоторое время, когда документы и билеты были получены-оплачены, я звоню в эту компанию (о, халявные рабочие телефоны!!), и оказывается, что за две недели до поездки, в не сезон, у них на время нашего пребывания в стране оказался свободным только один Ситроен С4 за 57 евро/сутки. (Это я к тому, что если хотите гарантированно взять машину на прокат, заморачиваться этим нужно весьма ЗАРАНЕЕ!)

Однако мне сразу была обещана десяти процентная скидка, так что общая сумма (да и машинка оказалась - песня!) в 256,5 евро за пять дней нас устроила. Агентство находится в городе Бар, так что за подачу и отдачу машины из любой точки ЧГ платится еще по 30 евро. Итого мы отдали 316,5 евро за пять дней проката. Платить можно как карточкой (заранее или на месте), так и налом на месте. Депозит на тот момент был 300 евро, налом при получении машины. При сдаче машины без видимых повреждений деньги возвращаются, поэтому при приемке машины необходимо ее тщательно осмотреть, и записать все царапины, трещины, помятия и т. д., дабы потом не платить деньги за чужие грехи.

Мы, например, не заметили маленькую трещину на лобовом стекле, которая за время, пока мы побеждали черногорские серпантины, увеличилась до приличных размеров. Всю дорогу переживали, однако, прокатило. Бензин дороговат, платили 1,20 евро/литр, назаправлялись на 100 евро. Сдавать машину нужно +/- с таким же количеством бензина, какое было на момент передачи (это фиксируется в договоре). Ездить надо пристегнувшись, с включенным ближним светом, и стараться соблюдать ПДД, так как штрафы от 20 евро и выше. Впрочем, об этом достаточно написано в Инете, и повторяться я особого смысла не вижу.

Ксю представила себя за рулем Ситроена и заметно воспряла духом. В какой-то момент все подготовительные операции (которые лично мне всегда доставляют большое удовольствие) закончились, и оставалось только ждать вылета.

Игра.
День первый. Знакомство.
На момент получения билетов оказалось, что вместо обещанного рейса в 10 утра из Домодедова мы улетаем в 8 утра из Внуково, но разве это может испортить нам предотпускное настроение? В конце концов, где живем-то?

Правительственные авиалинии Москвы быстренько доставили нас в Тиват, где без проблем нам проштамповали паспорта и отпустили в свободное плавание. Плавание толком не успевшее начаться, тут же закончилось в машине наиболее предприимчивого таксиста, который за 25 евро повез нас в Будву. Точнее МЫ согласились ехать с ним за 25 евро J. Таксист оказался разговорчивым по-английски.
- А как погода? В море уже можно купаться?
- Нет, холодно еще. Но русские уже купаются.

Сообщение обнадежило.
- А что погода в Черногории такая хреновая? Того гляди дождь пойдет? (Пошел днем, и кончился только к вечеру. Как в Москве, блин.)
- Не, это случайно, завтра будет хорошая погода, дождя больше не будет. (Всего 25 евро, и ведь не обманул!!!)
- А вот как на счет жилья недорогого, но приличного? Что бы с балконом, с душем, от моря недалеко, ну и вообще?
- Да фигня вопрос!

Звонок по сотовому, и вот мы уже крутим по маленьким Будванским улочкам.
- Вот, смотрите!

За 15 евро с носа (в сезон до 25) мы поимели пристойную комнату на втором этаже со всеми удобствами, включая маленькую кухоньку (поэтому завтракали дома), с балконом с видом на горы, черепичные крыши и немного на море. Все за те же 25 евро водила затащил наши сумки-чемоданы по лестнице, и убыл, оставив нас с веселой женщиной, хозяйкой этого заведения.

Про общение с черногорцами.
Черногорцы в плане общения делятся на три группы (как, впрочем, и все остальные):
- говорящие по-русски (немного, но есть);
- говорящие по-английски (гораздо больше);
- говорящие только по-сербски (все остальные).

Естественно, наша хозяйка относилась к последней группе, что, однако не мешало нам понимать друг друга при помощи жестов.

Так как машина, а соответственно и первая поездка, были запланированы на завтра, то мы немного приведя себя в порядок, отправились завоевывать первый черногорский город, который оказался настолько мил и приятен, что тут же стал для нас Домом и Нашей Будвой. Брожение и шатание по Будве привели нас в Старый Город, который моментально покорил нас своими узенькими с многочисленными магазинами и кафешками старинными улочками, домами и домиками, сложенными из камня, и просто приятной и спокойной обстановкой. Позже мы обязательно вечером гуляли по Старому Городу, каждый раз находя новые места, не смотря на то, что он совсем небольшой.

День второй. Первые серпантины.
На следующий день с утра, успев порадоваться солнышку и голубому небу, мы мерили шагами улочку в ожидании нашего Ситроена. Было немного стремно, а ну как кинут? Но вот и он, полчаса на необходимые формальности, деньги, франшиза, пожелание нам удачи - и вот мы на колесах. Вчера на почте за пару евро была куплена карта Черногории (как оказалось впоследствии, очень толковая), и мы в качестве обкатки Ксюхой машины и машиной Ксюхи, едем в Подгорицу - столицу Черногории, с заездом на Свети Стефан, визитную карточку Черногории.

Видно этот островок издалека, и мы с Ксю, припарковав машину неподалеку от трассы и сделав классические фотки острова сверху, пошли вниз, к морю. Вышли немного левее Стефана, и не напрасно, его было удобно оттуда фотографировать, и прогуляться по галечному пляжу тоже было прикольно. Насладившись видом островка, мы через оливковые рощи и прочие препятствия в виде заборов вышли к машине и двинули дальше.

Совет - Подгорицу следует посетить только транзитом, или если совсем нечего делать. Ничем (кроме моста Миллениум, да и без него можно прожить) не примечательный городок, так, пошарахались по улицам, зашли в какой-то парк, какой-то музей. и поехали обратно.

Дорога на Подгорицу проходит через Скадарское озеро, про которое написано и в Интернете, и в Полиглоте. По пути туда остановились, вышли, посмотрели. Большое озеро, и только. Но ничего на наш взгляд примечательного. Местный тип попытался раскрутить нас на экскурсию по озеру (25 с носа), но был мягко послан. В общем, этот день был скорее ознакомительным, чем интересным. Хотя, первое знакомство с Черногорскими дорогами тоже много значит.

Про черногорские дороги.
Дороги в Черногории хорошие. Где заасфальтированы. Где нет - как повезет. Прямых дорог в Черногории гораздо меньше, чем в Москве не разбитых. То есть их практически нет вообще. Есть два направления - налево и направо. Нет, четыре - еще вверх и вниз. Боковые зеркала можно использовать для того, что бы посмотреть, нет ли кого на встречке на серпантине.

Дороги неширокие, при этом обычно с одной стороны прямо из асфальта поднимаются горы, а с другой стороны асфальт обрывается в пропасть, при этом обочина отнюдь не всегда бывает огорожена. Места для маневров - минимум, в некоторых местах, что бы разъехаться со встречной машиной, приходится сдавать задом до ближайшего кармана. В общем, дороги - это песня. Ксю была в полном восторге. При скорости километров 60 в час создается ощущение, что гонишь под сотню, плюс к этому бесконечные повороты, вплоть до того, что иногда дорога закручивается по спирали.

Еще одно заблуждение касательно местных дорог.
-Сколько туда ехать? Всего 100 км.? Ерунда, максимум два часа.

А на самом деле, это по московским меркам небольшое расстояние может отнять и три часа, и больше, из-за того, что 100 км по прямой и по спирали - совершенно разные вещи. Это тоже необходимо учитывать при планировании поездок.

Вечером, заседая в кафешке и поглощая чего-то вкусное, мы разработали маршрут на завтра, и с чувством выполненного долга отправились на моцион в Старый Город.

День третий. Очень насыщенный.
На сегодня наши планы были следующие: быстренько добираемся до местечка, которое называется Риека Черновица, оттуда двигаем на север страны в Жабляк, по пути заскочив на реку Тару для осмотра самого глубокого каньона в Европе, смотрим горы, на обратном пути заскакиваем в монастырь Острог, и к ужину возвращаемся в Будву. А чего нам, двести с небольшим в один конец, да на такой машине, да с таким водителем, да с таким штурманом.

Как бы не так! В результате в Жабляк мы доехали только вечером, как раз успели на закат на Черном озере. Но об этом позже.

Дорога к Риеке Черновице (как и большинство остальных черногорских дорог) была более чем живописна. После того, как мы съехали с трассы на второстепенную дорогу, которая судя по указателям, вела к искомой речке, вокруг стали открываться такие бесподобные панорамы, что ехать быстро (а такой возможности все равно не было) было бы просто невозможно. Зеленые, лохматые, заросшие лесом горы, горные долины, украшенные высоченными черными кипарисами и маленькими домиками, шикарное голубое небо, желтые цветы по обочине.

Таких шикарных ландшафтов я еще не видел. То и дело останавливаясь, что бы сфотографировать очередную панораму, мы не спеша крутили вниз по спиральной дороге, сильно надеясь, что никто не попадется нам навстречу, потому что дорога если и была шире нашей машины, то только настолько, что бы можно было открыть дверь (одну), и не упасть в пропасть справа, или стукнуться о скалу слева. Спустя какое-то время мы спустились в самый низ долины, припарковали машинку, и увидели такой идиллический пейзаж, что просто лишились слов.

Риека Черновица, оказавшаяся прозрачно-зеленой, образовала в этом месте небольшую заводь. Через заводь перекинулся каменный двухарочный мост, безумно подходивший к этому месту. На противоположном берегу деревья подступали к самой воде. Вдоль берега, где мы оставили машину, была сделана небольшая каменная набережная с привязанными к ней лодками, и десяток-другой двухэтажных домиков, причем у некоторых из них балконы совершенно шикарно нависали прямо над водой. Тишина, гладь, идиллия.

В общем, мы с Ксю достаточно долго бродили по мосту и окрестностям реки восторгаясь панорамами, и как не жалко было нам покидать это место, нас снова ждали горные серпантины. Пара сотен поворотов, и вот мы снова вернулись на трассу, по которой направились на север в сторону города с веселым названием Жабляк. До Никшича ничего интересного нам не попалось, дорога была более-менее ровная, и после серпантинов ехать было скучно. После Никшича штурман подвел нашу команду, и мы уехали в сторону километров на сорок, пока не нашли местных жителей, которые объяснили нам, куда все-таки ехать, если мы хотим попасть в Жабляк.

Про черногорских людей.
Черногорцы - приветливые и отзывчивые люди, всегда готовые помочь глупому, заплутавшему туристу. При этом незнание родного для туриста языка никаким образом их не смущает. С другой стороны, после москвичей, даже людоедское племя покажется добродушным, но у нас местное население оставило только положительные эмоции.

После того, как мы вырулили на правильный путь, дорога постепенно начала подниматься вверх, и опять со всех сторон нас окружили бесподобные панорамы. Как Ксю, которая уже который час находилась в хроническом повороте, успевала реагировать на мои возгласы "Посмотри, какая красота!", я не понимаю до сих пор.

Природа Черногории.
Несмотря на небольшие (очень небольшие) размеры, Черногория собрала в себе массу различных ландшафтов и климатических поясов.

Прибрежные районы. Зеленые, заросшие лесом горы, спускающиеся прямо в море. В небольших относительно ровных бухтах расположены прибрежные города и городки - Будва, Петровац, Бечичи и проч. Сверху они выглядят как брызги красно-охряной краски на фоне изумрудно-зеленых гор и бирюзового (красивейшего!!!!) моря.

Равнинные районы. Плоские, пыльные, индустриальные местности между прибрежными горами и горным массивом Дурмитор на севере страны. Дорога до Подгорицы, на Никшич проходит именно по таким местам.

Высокогорные (относительно) плато. Отъехав сотню-полторы километров от яркого и сочного Адриатического побережья, совершенно неожиданно оказываешься в Швейцарских Альпах. Во всяком случае, я их себе представлял именно такими. Нет прибрежной яркости. Спокойные, пастельные краски. Небольшие, заросшие травой холмы, неглубокие долины с озерами с совершенно фантастического цвета водой, пасущиеся на склонах холмов отары овец, небольшие, редко разбросанные домики, и над всем этим царят заснеженные вершины Дурмитора. Плюс к этому тишина, чистейший горный воздух, фантастические панорамы.

Горы. Можно было бы притащить из дома Полиглот, и блеснуть умными фактами, но не буду. Может информация будет и не совсем точна, зато от души. Горный массив Дурмитор является частью Балканских гор, и если память не изменяет мне, то гора Боботов Кук в два с лишним км. является высочайшей вершиной этих самых гор. Я до сего момента никогда не был в горах. Высокогорные леса, горные ручьи и речки, скачущие по камням, низкорослые горные сосны, стелящиеся по скалам, черные горы под белоснежными шапками снега, пронзительно голубое небо. Может, горы везде такие. Может Памир гораздо красивее, а Гималаи выше. Но на тот момент это было самое прекрасное место на Земле.

Итак, очередные несколько сотен поворотов и пара десятков тоннелей, и холмы слева и справа от дороги начали становиться похожими на настоящие горы. Припарковавшись около одной из таких гор, и окинув критическим взглядом ее высоту и крутизну, мы с Ксю решили, что мы все-таки круче, и полезли ее покорять. Тем более что ближе к вершине наблюдались небольшие языки снега, по которому мы не то, что бы соскучились (было начало мая), но все равно было прикольно.

Стараясь не наступать на нежные крокусы, и не поскользнуться на мху, покрывающим камни, мы, где на ногах, где на четвереньках полезли наверх. Спустя некоторое время мы долезли до снега, где Ксю рухнула отдыхать, а я залез еще немного выше, дабы запечатлеть панорамы на всякие разные камеры. К несравненным видам мы уже немного привыкли, так что больше всего нас заинтересовало то, что наш Ситроен, дожидающийся нас у подножия горы, был размером максимум с некрупную божью коровку, а ведь снизу до вершины было рукой подать.

Ветер был весьма прохладным, да и вообще температура сильно упала по сравнению с жаркой приморской Будвой. Кое-как сползли вниз, нырнули в очередной тоннель, и поехали дальше. Недалеко от Жабляка дорога раздваивается, Жабляк налево, а по правой дороге (грунтовка разной степени убитости), через горное плато можно попасть к реке Тара. Практически прямая по черногорским меркам дорога рассекает плато почти пополам. Ощущение, что находишься в огромном плоском блюде, окруженным горами, дно блюда покрыто зеленой травой, а в углублении посередине неподвижно лежит горное озерцо с водой как минимум пяти различных оттенков синего цвета. Фантастическая природа!

Плато закончилось, и буквально свалившись вниз по очередному серпантину, мы подъехали к Таре. Данное место примечательно тем, что каньон, по которому протекает вышеупомянутая речка второй по глубине каньон в мире, после Гранд Каньона в Штатах! Просто потрясающе, как на такой маленькой площади скопилось столько чудес природы. На самом деле в самое глубокое место каньона можно попасть, только сплавляясь по реке на лодках, а в том месте, где дорога упирается в реку, находится уже другое чудо, на этот раз рукотворное - мост, перекинутый через каньон.

150 метровой высоты, мост соединяет собой ущелье шириной 366 метров! Построенный по проекту местного архитектора в 1938-1940 годах, мост по праву может считаться одним из символов этой небольшой страны. Прогулявшись по мосту, и посмотрев вниз на саму Тару, с такой высоты больше похожей на бирюзового цвета ручеек, мы развернулись, и часов, наверное, в пять вечера приехали в Жабляк.

Не смотря на то, что мы изрядно устали и было весьма не жарко (а уезжали мы на один день, не взяв с собой ничего лишнего, в том числе и теплых вещей), мы сориентировались по Полиглоту, и, припарковав за два евро (единственная платная стоянка, с которой мы общались) машину, за 10 минут через мощный сосновый лес дошли до Черного Озера (Црно Езеро, если по-местному).

Очередная изумительная черногорская панорама - почти круглое, при заходящем солнце действительно черное озеро, с холодной даже на вид водой было окружено высокоствольным хвойным лесом, с заснеженными горами на заднем плане. Холодное горное солнце медленно опускалось за горы, отражаясь в черной воде миллионами золотых искр. На нашем берегу озера в стратегических местах были расставлены лавочки (вот, вот она - цивилизация!), мы с Ксю оккупировали одну из них, и, провожая солнце, начали обсуждать наши дальнейшие планы. Вариантов было два - ехать домой (это не вариант, уже вечер, мы изрядно устали и 250 километров серпантина в темноте нас никак не возбуждали) и ночевать в Жабляке с перспективой покорить завтра после завтрака пару-тройку горных вершин повыше.

Соответственно мы выбрали вариант номер два. Покинув озеро, мы вернулись в городок, в первом же попавшемся месте с вывеской Sobe (комнаты) сняли за 10 еврей с носа уютную, но просто ледяную комнату.

Про черногорское жилье.
Везде, даже в тех местах, где остановиться не придет в голову самому ненормальному туристу, висят вывески с надписью Sobe. Это значит, что если удастся найти хозяина, то за относительно невеликие деньги, можно снять себе вполне пристойное жилье. Если перед поездкой у нас еще возникали вопросы по поводу ночлега, то сейчас таких сомнений нет вообще. Может в разгар сезона найти жилье будет труднее, но скорее всего оно просто будет дороже, или расположено в менее удачном месте. Долой звездочные хотели! Даешь собе!

Кинув в комнате то немногое, что у нас собой было, замерзшие, но не покоренные, мы с Ксю вломились в ближайшее кафе, изрядно напугав при этом группу суровых черногорских мужиков, которые сидели за столиком, и мирно покуривая, тянули спиртное. Усатый официант (а может, и хозяин этого заведения), огласил нам меню, мы заказали по соточке для сугрева, литр вина для удовольствия и свиную отбивную покушать.

Про черногорское спиртное.
Выбор зелий, как и должно быть в православной стране, в Черногории достаточно широк. Не буду обманывать по ценам, так как уже не помню, единственно, что это все стоит весьма приемлемо. Нам больше всего понравилось пиво Nick Gold, темное и светлое, вино Vranac, ракия, какой-то компот типа Сангрии.

- Что Вы будете пить, водку или спирт?
- Ой, даже и не знаю, все такое вкусное.

В общем за ужином, на второй пол-литре вина, мы решили завтра в честь Дня Победы отправиться покорять дурмиторские вершины, после чего, забрав с собой остаток вина, отправились спать.

День четвертый. Помыться и в горы.
Позавтракав тем, что Бог послал в ближайший жаблякский супермаркет, мы с Ксю подпоясали футболки, затянули потуже шнурки на кроссовках, и двинули в горы. Вчера около Черного озера мы обнаружили стенд с предлагаемыми маршрутами. Там же значилось и время, необходимое для восхождения, от одного часа (в одну сторону) до очередного озера, до пяти с половиной часов на Боботов Кук. Заниматься конкретным альпинизмом мы не рискнули, озер мы уже насмотрелись, поэтому мы выбрали второй про протяженности маршрут до Ледяной Пещеры (Ледена Печень). Три часа по горам? Да запросто, чего нам молодым и здоровым.

Поставив машину уже на знакомой стоянке, мы двинули в горы. По указаниям местных дачников (последние люди, которых мы видели до восхождения, и первые, кого мы увидели, когда спустились обратно), мы перешли по мостику через Млинский ручей, и начали подниматься в горы. Маршруты маркированы стрелками и красно-белыми кругами на камнях и деревьях, правда, чем дальше идешь, тем реже они попадаются и тем труднее их находить. Особенно если учесть то, что в горах было еще полно снега, который скрывал большинство знаков.

Пока поднимались через лес, было нормально, не считая того, что мне пришлось бросить курить. Периодически залезая на камни, что бы полюбоваться на сверкающую на солнце гору Медведь (Медъед), мы вышли из елового леса, и дальше лезли уже по камням, местами покрытых снегом, местами заросшими карликовыми соснами. Пару раз сбивались с дороги, теряя знаки, бесчисленное количество раз проваливались в снег, когда по колено, когда выше.

Но, мать моя, какая же там была красота!

Два раза конкретно теряли дорогу, но пока Ксю охраняла последний знак, я лазил кругами вокруг, и два раза мне повезло, знаки были найдены, и мы лезли дальше. Наконец, уже порядком уставшие и промокшие (наша одежда никаким образом не подходила для прогулок как по горам, так и по снегу), мы вышли в очередную, заваленную снегом долину. Единственные признаки жизни, которые мы увидели - это заячьи следы, ведущие через долину. Последнюю отметку мы видели уже очень давно, куда идти дальше было непонятно, и мы, плюнув на эту Печень, повернули обратно.

Путь туда у нас занял около трех с половиной часов, и как потом оказалось, мы не дошли до пещеры буквально чуть-чуть. Обратно к Млинскому ручью мы вышли меньше, чем за час. Вот такие горные парадоксы. Пока я отдыхал, свесив гудящие ноги с мостика, Ксю как коза попрыгала по камням в ручье, попробовала горную водичку, и еще через 15 минут мы загружались в наш Ситроен, который терпеливо дожидался нас на стоянке. Закупка дурмиторских сувениров в придорожном магазинчике, и вот мы уже едем на юг, к морю, в тепло, домой в Будву.

Ксю рулит как ни в чем ни бывало, я растекся по сидению в надежде прожить еще хотя бы час-другой.

На полдороге повернули налево, на дорогу, ведущую к монастырю Острог. Вот уж где серпантин всем серпантинам серпантин! Все прежние финты и повороты больше, чем на 180 градусов, показались просто автобаном по сравнению с дорогой, ведущей в Острог. Самое интересное, что все места, по которым мы рулили до этого, были весьма пустынны, иной раз складывалось ощущение, что машин в Черногории нет. Острог же весьма посещаемое место, как туристами, так и коренным населением.

А большая часть дороги ведущей к монастырю вырублена в скале, и, наверное, в целях экономии средств, довольно узкая. Огородить обочину (если выглянуть из окна машины, то ближайшая земля виднеется где-то километром ниже) тоже получилось не везде. При этом на встречу периодически попадаются не только легковые машины, но и огромные туристические автобусы. В общем, это самая стремная дорога, которую я видел. Но к всеобщей радости, Ксю с честью преодолела все препятствия, и мы остановились на полдороге до монастыря для осмотра пары церквей.

От церкви сам монастырь, вырубленный в скале еще выше, казался размером со спичечный коробок. Прогулявшись вокруг церкви мы собрались ехать дальше, но тут нам упали на хвоста трое местных паломников, которым явно было неохота тащиться наверх пешком. Потом, добравшись до монастыря, мы их прекрасно поняли. Сорокапятиградусные подъемы тяжело преодолевались даже на машине. Осмотр монастыря, прилегающей территории и панорам горной долины, куда так легко свалиться с серпантина, занял немного времени.

Про черногорские церкви.
Черногория в основе своей православная страна, соответственно, и церкви там православные. Большинство из них построены отнюдь не вчера, но на наш с Ксю взгляд, они все весьма однотипные, и посмотрев одну-две церкви, можно сказать, что видел большинство. Если в планы не входит посещение различных религиозных и святых мест, которых там предостаточно, то на наш взгляд, совершенно не обязательно сворачивать с дороги, и искать какую-нибудь Црква IX в., а указателей таких довольно много. Рано или поздно пара-тройка попадется и по дороге. Но это сугубо наше мнение.

Чудом не свалившись острогского серпантина, мы вернулись на трассу, где нас накрыл второй, и последний за неделю дождь. Дождь смыл горную пыль с нашей машинки, и в качестве финала наградил нас шикарной радугой, которой мы наслаждались минут тридцать. К вечеру, все в эмоциях от последних двух дней, мы приехали в Будву, где были радостно встречены нашей хозяйкой. Она боялась, что мы заплатили, и пропали, вот досада-то!

День пятый. Дельфин и русалка.
В это день, еще не до конца отойдя от покорения гор, и прочих наших приключений, мы решили не напрягаться, и разработали следующий план: едем в Рафаиловичи, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем в Петровац, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем еще куда-то, и купаемся и загораем на местном пляже. Потом едем в Бар, и если будет охота, то еще и в Ульцинь.

Про Адриатическое море в начале мая.
Море фантастическое! Прозрачное, всевозможных оттенков синего и зеленого цветов. Пляжи есть песчаные, мелкая галька, крупная галька - где как. Но вода - ледяная! После десяти минут в воде приходилось по полчаса отогреваться на солнце, стараясь особо не стучать зубами. Но, тем не менее, русские купаются.

Что тут сказать. Отдыхать не работать. Сначала повалялись на одном пляже. Потом поехали валяться на другом. Потом поехали на третий, но попали в пробку, с какого-то перепуга перегородили дорогу, и мы опять вернулись на второй пляж. Несмотря на холодное море (сезон еще не начался) почти полное отсутствие на пляжах народа нас более чем устраивало. 2-3 человека на сто метров пляжа - что может быть лучше?

Позже пробка рассосалась, и мы поехали в Бар. Что есть в городе примечательного - это порт. Помимо стоящих на рейде огромного лайнера и пары военных крейсеров, порт служит стоянкой для огромного количества лодок, яхт и катеров со всего мира. Какие там попадались экземпляры! В общем, если специально туда ехать может и не стоит, но проезжая мимо Бара, просто необходимо заглянуть туда на полчасика. Дальше по планам был Ульцынь, но ехать туда было лень, и мы, нагулявшись, належавшись и назагоравшись, поехали домой, в Будву.

День шестой. Очередное восхождение.
В наш последний день на колесах мы решили поехать по побережью в другую сторону, на северо-восток, с конечной точкой в городе Херцег-Нови. Примерно через полчаса мы прикатили в Тиват, нашли порт, но ничего интересного там не было, поэтому мы поехали дальше по побережью Боко-Которского залива. Очередной раз повторюсь. Очередная фантастическая дорога. Узенькая, чуть шире машины, повторяющая изрезанную береговую линию. Очередная фантастическая панорама - слева сине-зеленая вода залива (иногда казалось, что она прямо под колесами) окруженная зелеными горами, справа фантастические каменные домики, так же на фоне гор.

Первой продолжительной остановкой (до этого каждые пять минут останавливались, что бы сделать очередную фотку) был город Пераст. Если верить Полиглоту, то там на каждом шагу должны быть лодки, жаждущие отвести туристов на два острова, расположенные в заливе напротив города. На одном острове стоит монастырь, на другом - церковь. Но то ли лодочники не читали Полиглот, то ли был не сезон, мы так и не нашли желающих отправиться с нами в плавание на острова. Поэтому, поглазев на них с берега, мы, с трудом найдя место, где можно было развернуться, поехали дальше.

Далее был Котор - достаточно крупный городок, раскинувшийся на излучине залива. Из достопримечательностей там было: набережная с очередными катерами-яхтами, старый город и древняя полуразрушенная крепость, поднимающаяся в гору из Старого Города. Катера-яхты после Бара нас уже не интересовали, Старый Город, по нашему мнению проигрывал аналогичному месту в нашей родной Будве, а вот крепость. Заплатив по паре евро за вход, мы с Ксю предприняли очередное восхождение.

Вдоль частично сохранившейся крепостной стены, местами поднимающейся на гору почти вертикально, были частично сохранившиеся ступеньки, по которым мы и лезли, и разной степени убитости крепостные постройки не совсем понятного предназначения. На полдороге к вершине стоит церковь, и на совсем уже, как нам казалось, на недосягаемой высоте, на самой вершине горы и крепости, гордо реет красный черногорский флаг. На этот-то флаг мы и держали наш путь.

Дорога вверх у нас заняла около часа, при этом, с легкостью скача со ступеньки на ступеньку, мы злорадно скалились в сторону остальных туристов, еле передвигающих ноги, и вспоминали нелегкую школу, пройденную нами в Дурмиторе. Заценив потрясающий пейзаж (я уже наверное надоел? Но это правда!) открывающийся с вершины (красные черепичные крыши Котора, добрая часть ярко-синего Боко-Которского залива в обрамлении серо-зеленых гор), мы пошли обратно.

Спуск вниз, в Старый Город, занял у нас порядка двадцати минут, при этом часть туристов, которых мы обгоняли по дороге вверх, все еще продолжали ползти в том же направлении. Наградив себя за восхождение кто пивом, кто мороженным, мы пошатались еще немного по улочкам Старого Города, и поехали дальше, в Херцег-Нови.

Может быть было виновато распалившееся не на шутку солнце, может то, что очередной Старый Город не шел ни в какое сравнение с будванским, может то, что мы не захотели платить очередные две евро за вход в очередную крепость - но от Херцег-Нови никаких особых воспоминаний не осталось. Нет, одно - магазин ²Все по евро⌡, где мы с Ксю и провели изрядное время.

Накупив всякой дешевой ерунды, мы, явно перегретые жарким солнцем, залезли в машину, и поехали домой. Где-то очень удачно мы свернули не туда, весьма при этом сократив путь до Будвы, правда, лишившись той изумительной узкой дорожки вдоль Пераста. Первый раз попав домой в адекватное время, мы очень обрадовались этому факту, и пошли гулять.конечно, в наш самый любимый и родной будванский Старый Город.

День седьмой. Прощание с Ситроеном.
Сегодня представитель агентства должен был приехать за нашей машинкой, к которой мы уже успели привыкнуть. Расставание было грустным, единственное, что нас порадовала - это то, что он не обратил внимание на треснувшее лобовое стекло. До сдачи машины мы успели на ней сгонять до единственного в Будве Интернета, послать домой весточку.

Про черногорский интернет.
Парадоксальная ситуация, но в самом туристическом городе Черногории, Интернет мы нашли только в одном месте - контора по прокату автомобилей, один ноутбук, стоимость евро/15 минут. Полный беспредел! В самых глухих местах, где я побывал, интернет-кафе были на каждом углу, и час стоил гораздо меньше доллара! Причину такой отсталости мы не поняли, и как обычно, списали это на не сезон.

Сдавши машину, мы пошли на море, по дороге заглянув на рынок, и с тоски прикупили вкуснейшей клубники и абрикосов, которые и употребляли, валяясь на пляже. Чувствовалось приближение туристического сезона, и пляж, по сравнению с первыми днями, был забит битком. Зато было не так грустно уезжать. В кафешках мест нет, в Старом Городе не протолкнуться, сплошной русский говор.

В общем, состоялся последний променад по вечерней Будве, закупка подарков и сувениров себе и друзьям, попытка запихать все это барахло в наши сумки. На следующее утро был наш самолет.

День восьмой, и последний. Dovidenja, Crna Gora!
Еще раньше мы присмотрели стоянку такси, которая была метрах в ста от нашего дома. Туда мы и отправились, в надежде, что, не смотря на ранний час, там будут таксисты. Повезло, и вот, белый мерседес мягко мчит нас по таким уже родным дорогам в аэропорт Тивата. 18,5 евро по счетчику. Регистрация, ожидание, маленький дьютик, три часа в воздухе - и вот мы опять в Москве.

Очередное путешествие для меня, и первое для Ксю закончилось. Не знаю как Ксю, но я получил от всего этого процесса кучу удовольствия, массу впечатлений, почти тысячу фоток (по одной фотке на каждый проеханный километр), загар и заряд бодрости, который даже наша любимая работа вышибла из меня не сразу.

============

ЗЫ. Ксюшка, ОГРОМНОЕ тебе спасибо! За рулежку, за компанию, за атмосферу! Без тебя было бы все по-другому.