WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Таджикистан : Советы всем, кто едет в Таджикистан (часть вторая)



Советы всем, кто едет в Таджикистан (часть вторая)

Часть первая.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Самолетом. Из Москвы в Душанбе вас доставят авиакомпании Tajik Air и "Сомон Эйр". Из Москвы в Худжанд можно попасть с помощью того же Tajik Air и авиакомпании S7. Из Москвы в Курган-Тюбе летает только Tajik Air.

Кроме того, в Таджикистан можно попасть не только из Москвы, но и из других российских городов. Tajik Air летает в Душанбе из Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска, Иркутска, Самары, Екатеринбурга, в Худжанд - из Сургута, Новосибирска, Самары и Нижневартовска. "Сомон Эйр" летает в Душанбе из Красноярска, Оренбурга и Екатеринбурга, а в Худжанд - из Санкт-Петербурга.

Также в Таджикистан летают некоторые российские региональные авиакомпании: "Уральские авиалинии", "Татарстан", "Оренбургские авиалинии".

Поездом. Билет в плацкартный вагон на поезд Москва - Душанбе стоит около 6 тысяч рублей и идет больше четырех суток, пересекая по пути территорию России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, снова Узбекистана и наконец Таджикистана. Пользоваться им нет никакого смысла: это долго, дорого и не очень комфортно. И самое главное - он по пути заходит в Туркмению, а для нее нужно будет оформить транзитную визу.

Ничем не лучше другой поезд, следующий из России в Таджикистан - Москва - Куляб и тоже проходящий через Туркмению. Билеты на него также дороги. Дорога занимает четверо с половиной суток, а идет он по южной части Таджикистана - через Курган-Тюбе и Куляб, откуда можно попасть в Душанбе на маршрутке.

Единственный железнодорожный маршрут, которым целесообразно пользоваться для путешествия в Таджикистан - поезд Саратов - Худжанд. Он по пути не заходит на территорию Туркмении, а билет в плацкартный вагон стоит дешевле - чуть меньше 4 тыс. рублей.

На автомобиле. Поскольку Россия напрямую не граничит с Таджикистаном, придется сперва ехать через Казахстан в Узбекистан или Киргизию, а уже оттуда въезжать в Таджикистан. Через Казахстан и Киргизию можно проехать даже с внутренним российским паспортом. Если же поедете через Узбекистан, нужно будет взять загранпаспорт.

Если комфорт не самое главное для вас, вы можете воспользоваться частными автобусными рейсами, которыми привозят таджиков на работу в Россию и увозят обратно. В крупных российских городах о таких автобусах нужно спрашивать на рынках и стройках, поскольку в расписаниях автовокзалов их обычно нет. Ходят они 1-2 раза в неделю, самое популярное направление - Худжанд.

ПО СТРАНЕ
Самолетами. Tajik Air летает из Душанбе в Худжанд несколько раз в день. Средняя стоимость билета - 80 долларов. Кроме того, есть ежедневные рейсы Душанбе - Хорог, билет на которые стоит примерно 90 долларов. "Сомон Эйр" также летает по маршруту Душанбе - Худжанд примерно за 50 евро.

Железные дороги. Из-за горного рельефа железнодорожное сообщение в Таджикистане развито слабо и для иностранца фактически бесполезно. В стране есть три изолированных ж/д ветки, которые сходятся на территории соседнего Узбекистана: первая ведет из узбекского Термеза через Курган-Тюбе в Куляб, вторая - из Термеза в Душанбе, третья - из центрального Узбекистана через Гафуров (пригород Худжанда) в Канибадам.

Некогда существовавшая железнодорожная ветка между Курган-Тюбе и Душанбе после обретения независимости была разобрана. На Памире железных дорог нет, и вряд ли они когда-то будут построены. Следует также иметь в виду, что даже это хилое железнодорожное сообщение (многие поезда ходят раз в неделю) часто прерывается из-за обострения отношений с Узбекистаном или внутренних проблем: отсутствия денег, топлива, пассажиров.

Автобусы и такси. Автобусное сообщение в Таджикистане деградировало полностью и стало худшим во всем бывшем Советском Союзе. Официальных автобусных рейсов по расписанию и с четко установленными ценами в стране не осталось. Большинство автовокзалов заброшены или превратились в торговые центры. Есть только частные микроавтобусы и легковушки, которые собираются утром в определенных местах поселка или города и отправляются по мере наполнения в каком-то направлении. В маленьких городах и поселках такое место обычно одно, а в больших - несколько (из одного места маршрутки идут на юг, из другого - на восток и т. д.).

Ценообразование и способ передвижения отличаются в зависимости от рельефа.

Если вы передвигаетесь по равнинной дороге, то найдете много микроавтобусов-маршруток со сравнительно невысокими ценами - примерно 8-12 дирамов (60-80 российских копеек) за один километр пути. Если же вы едете по горной дороге, то проезд будет стоить в три раза дороже - примерно 25-35 дирамов (1 руб. 75 коп. - 2 руб. 45 коп.) за один километр пути.

Впрочем, цены эти нефиксированные и могут как повышаться, так и понижаться. Например, у многих таксистов в стоимость проезда по умолчанию включен провоз багажа (нескольких баулов с вещами, которые часто возят местные жители). Если у вас багажа нет, можете настаивать на скидке. Бывает, что водитель едет по своим делам, а на стоянку за пассажирами пришел, чтобы частично окупить расходы на бензин. С таким тоже можно сторговаться за более низкую цену (особенно если человек торопится).

Если хотите передвигаться на автотранспорте максимально дешево и быстро, следуйте нескольким нехитрым правилам.

Во-первых, приходите на стоянку как можно раньше - начиная с 7 утра, когда машин больше всего. Во-вторых, говорите с каждым водителем наедине. Правда, последнее правило соблюсти непросто: едва на автостоянку приходит белый человек с рюкзаком, водители такси тут же сбегаются, начинают криками звать его, чуть ли не хватать за руки и тащить каждый в свою машину. В этой ситуации не нервничайте, на вопросы отвечайте уклончиво, дайте всем успокоиться и только потом обходите каждую машину и общайтесь с водителем. Бывает, что таксисту не хочется выступать в роли "штрейкбрехера" и демпинговать на глазах у коллег, но с глазу на глаз он может быть куда сговорчивее. У некоторых машин нет водителей, но висит табличка с указанием города и телефона. Можно позвонить по нему и узнать, когда и за какую цену водитель повезет пассажиров. Иногда такие варианты бывают очень удобными.

Городской транспорт. Городской общественный транспорт деградировал почти так же, как и междугородний. В некоторых городах остались муниципальные автобусы, а в Душанбе и Худжанде есть даже троллейбусы, но большая часть транспорта - это частные легковушки и микроавтобусы, которые ходят по определенным городским маршрутам (номер указан на лобовом стекле).

Автодороги. Дороги в Таджикистане в целом плохие, особенно в горах, но ситуация с каждым годом улучшается. Опишу здесь главные трассы страны.

Душанбе - Истаравшан - Худжанд. Трасса, соединяющая два крупнейших города страны, идет по нескольким горным перевалам. Это одна из самых красивых дорог в Таджикистане. Раньше она была совсем плохого качества, но в настоящее время ее активно реконструируют. Это единственная в стране платная дорога: в начале 2010 года на нескольких наиболее качественных участках установили терминалы по взиманию платы (от 30 дирамов до 2 сомони за 1 км в зависимости от типа машины) за проезд.

Самарканд - Пенджикент - Айни. Ответвление от трассы Душанбе - Худжанд, ведущее на запад - в Пенджикент и далее в узбекский Самарканд. Дорога идет вдоль берега реки Зеравшан, по пути можно посмотреть на красивейшие горные пейзажи. До Пенджикента трасса совсем плохого качества, далее до узбекской границы - вполне сносный асфальт.

Худжанд - Канибадам. Асфальтированная дорога среднего качества, идущая по югу Согдийской области. Добравшись до Канибадама, можно поехать на север - в узбекский Коканд, либо далее на восток и юг - в Исфару и оттуда в киргизский Баткен. От Худжанда до Канибадама и Исфары и далее до границы курсируют регулярные маршрутки.

Денау - Турсунзаде - Душанбе. Дорога с хорошим асфальтом и большим количеством машин, ведущая из южной части Узбекистана в столицу Таджикистана.

Душанбе - Хорог - Мургаб - граница с Киргизией (Памирский тракт). Горная дорога, соединяющая запад и восток страны.

Душанбе - Курган-Тюбе - Куляб. Дорога неплохого качества, соединяющая крупные города на юге страны. В Куляб можно попасть и по более короткой дороге - через Вахдат и Дангару, но многие маршрутки предпочитают ездить через Курган-Тюбе, где и рельеф не такой сложный и качество дороги лучше.

НОЧЛЕГ
В крупных городах Таджикистана сохранились советские гостиницы и появились новые. Цены обычно вполне адекватные. Единственный город, где с дешевыми гостиницами напряженка, - это Душанбе.

Во многих городах есть частные гостиницы, не имеющие вывески. О них нужно спрашивать местных жителей. Условия там скромные (либо несколько кроватей в одной комнате, либо просто матрасы на полу), но и попросят всего 5-10 сомони за ночь. Душ может быть, а может и отсутствовать. Ночуют в этих гостиницах сезонные рабочие, мелкие торговцы и прочая непритязательная публика.

В придорожных чайханах на Памирском тракте и оживленных дорогах можно переночевать бесплатно или за небольшую плату (до 10 сомони) при условии, что вы закажете ужин.

На Памире в районных центрах распространен ночлег в частном секторе для иностранцев. Где-то висят таблички "homestay", где-то нужно расспрашивать местных жителей. Стандартная цена - 10 долларов с человека, но торговаться не запрещено, россиянам вполне могут сделать скидку.

Чем в более глухое место вы попадете, тем больше вероятность, что вас кто-то пригласит в гости.

Таджики - гостеприимный и приветливый народ, они рады приютить путешественника. Они часто радуются, узнав, что туристы из России, а не из Европы, так как можно говорить по-русски и ностальгировать по советскому прошлому.

ЕДА
Заведения общественного питания в Таджикистане встречаются часто. Чем крупнее населенный пункт, тем больший выбор блюд: в чайхане на Памирском тракте могут готовить всего один суп, но зато в Душанбе можно найти нормальные кафе и столовые с десятками разных блюд.

В столице распространены фаст-фуды западного типа с гамбургерами и картошкой фри. До других городов такое чудо пока не дошло, там едят традиционную среднеазиатскую пищу. Часто взимается плата за обслуживание - обычно 5-10% от стоимости еды.

ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ
Таджикская валюта - сомони (ударение на последний слог). Сомони состоит из 100 дирамов. В обращении ходят банкноты в 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 сомони и 1, 5, 20 и 50 дирамов, а также монеты в 1, 5, 10, 20, 25, 50 дирамов и 1, 3 и 5 сомони.

1 доллар = 4,36 сомони, 1 евро = 6 сомони, 10 рублей = 1,4 сомони. Если хотите узнать примерную цену в рублях, умножайте на семь. Почти по всей стране можно без проблем поменять доллары, евро, рубли, тенге, узбекские сумы и киргизские сомы. Банкоматы встречаются в Душанбе и Худжанде. В других частях Таджикистана на них лучше не рассчитывать.

Примерные цены в Таджикистане:
ночлег в большинстве гостиниц - 10-50 сомони, тарелка сытного супа - 4-6 сомони, проезд в маршрутке по городу - 0,8-1 сомони, билет в музей - 2-6 сомони, килограмм хурмы (осенью) - 1,5-2 сомони, молочный коктейль - 1 сомони, чайник с чаем - 1 сомони, баня - 5-10 сомони, интернет - 3-5 сомони в час.

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
Основные операторы сотовой связи в Таджикистане - MLT, Tcell, Beeline, Babilon-Mobile. Купить сим-карту можно только по таджикскому паспорту. К счастью, в сотовых салонах всегда достаточно ксерокопий таджикских паспортов: если попросите, сотрудники салонов зарегистрируют ваш номер на любой из них или даже на свой.

В населенных пунктах прием сигнала хороший, на дорогах - плохой, либо вовсе отсутствует. Телефонный код страны - +992. Если вы звоните с мобильника на стационарный телефон в другой город, сперва наберите код страны, потом код города, потом телефонный номер.

ИНТЕРНЕТ
Интернет-кафе распространены в крупных городах, а в небольших населенных пунктах (особенно в горах) их либо мало, либо вовсе нет. Качество и скорость соединения также различаются в зависимости от величины населенного пункта: в небольших городах и поселках они оставляют желать лучшего, в крупных вполне сносны. Wi-fi можно найти в некоторых гостиницах и ресторанах Душанбе.

ПОКУПКИ
В Таджикистане распространена базарно-ларечная торговля без кассовых аппаратов, чеков и часто даже без ценников. В изредка встречающихся в Душанбе супермаркетах делать покупки там невыгодно.

В каждом городе и крупном поселке есть большой рынок, где можно купить все необходимое. Таджикские или китайские продукты и вещи стоят недорого. На рынках можно торговаться, хотя цены и так не особо высокие. Чтобы составить представление об адекватной цене, лучше поинтересоваться о ней у нескольких торговцев.

КАРТЫ
С картами в стране дела обстоят не очень. В 2008 году была выпущена неплохая карта автодорог страны на таджикском языке. Ее можно узнать по темно-оранжевой обложке. Стоит она 4-7 сомони. Существует довольно дорогая (16 долларов) англоязычная карта Памира, продающаяся в туристических офисах в Хороге и Мургабе. Также есть карты Душанбе, Худжанда и Пенджикента. Карты остальных городов либо вовсе отсутствуют, либо представляют собой примерную схему улиц в какой-нибудь туристической брошюрке. Книжных магазинов в стране практически нет, так что искать карты надо либо в магазинах канцтоваров, либо на рынках у продавцов, торгующих канцелярской продукцией.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ДОСУГ
В Таджикистане почти все интересное так или иначе связано с горами. Памир, занимающий всю восточную половину страны, Фанские горы в окрестностях Пенджикента и некоторые другие места стали центрами притяжения альпинистов, скалолазов и любителей горных походов. Территория страны, которую занимают горы, настолько велика, что здесь можно пойти как по уже изученным тропам, где шагали еще советские туристы, так и разработать свой оригинальный маршрут и попасть в те места, куда еще не ступала нога человека.

Впрочем, идти по диким горным тропам вовсе не обязательно.

Если вам пешие походы не по душе, можно насладиться великолепными пейзажами из окна машины: к примеру, многокилометровый Памирский тракт, начинающийся в Душанбе и заканчивающийся в киргизском Оше, настолько насыщен красивыми видами, что в последние годы стал одним из самых популярных маршрутов. Каждое лето по нему едут тысячи туристов. Кто-то передвигается на своей машине, кто-то берет такси, кто-то едет на мотоцикле, велосипеде, автостопом.

Уникальность Памирского тракта заключается в том, что это не просто дорога, а место жизни разных народов со своими языками и культурными особенностями. Здесь можно посмотреть на местные обычаи и костюмы, увидеть интересные дома, горные кишлаки, руины древних цивилизаций, оставшихся с незапамятных времен.

В Таджикистане существует и пляжный отдых.

Впрочем, иностранцев местные водоемы вряд ли заинтересуют: они популярны среди местных жителей, у которых нет другой альтернативы. Но если вы захотите отдохнуть от летней жары и искупаться, то всегда можно съездить на Варзобское озеро в окрестностях Душанбе или Кайраккумское водохранилище в окрестностях Худжанда.

В разных городах Таджикистана сохранились архитектурные достопримечательности. Многие из них, правда, были сильно подновлены реставраторами (некоторые вообще выстроены с нуля), однако пытливому любителю истории все же стоит посмотреть на памятники, которые были построены много веков назад и помнят Александра Македонского, Чингисхана и Тамерлана.

Музеев в Таджикистане немного, уровень оригинальности и интересности средний. Какие-то из них (как и большинство музеев бывшего Союза) только раздражают своей банальностью, но некоторые вполне заслуживают посещения. Стоимость билетов не очень высокая. Иногда есть отдельные тарифы для иностранцев, но русскоязычные обычно "сходят за своих".

Конец второй части.

Продолжение следует...

Часть третья.