WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Россия : Дворянское гнездо без войн и революций



Дворянское гнездо без войн и революций

Если ехать из Курска в сторону украинской границы, старинного села Ивановское не миновать никак. Еще в начале XVIII века земли эти принадлежали гетману Ивану Степановичу Мазепе. Он очень любил архитектуру, любил и умел хозяйствовать, и на отказанных ему землях основал три села. Каковые без лишней скромности нарек Ивановским, Степановкой и Мазеповкой. Как ни странно, все три топонима сохранились до сих пор. Как и великолепные палаты в барочном стиле в Ивановском, которые народ до сих пор называет "палатами Мазепы".

После того, как гетман бежал, земли его долго переходили из рук в руки, пока не получила их в приданое внучка графа Головина Екатерина Петровна Гольштейн-Бек, ставшая супругой князя Ивана Сергеевича Барятинского.

Барятинские, "пятнадцатое колено от Рюрика", были одним из древнейших дворянских родов в России. Князь Иван Сергеевич сыграл немалую роль в успехе переворота 28 июня 1762 года, за что и был щедро пожалован десятинами земли и сотнями тысяч крепостных в самых плодородных губерниях - только в Курской губернии их было свыше 35 тысяч. Сыну его, Ивану Меньшому так полюбились курские земли, что твердо решил он строить на них родовое княжеское гнездо - не хуже, что были у Шереметевых, Юсуповых, Строгановых, Голицыных и прочих.

Иван-младший был совершенным англичанином по воспитанию, дипломатом по "формуляру" и талантливым агрономом по призванию. Никаких пoрок крепостных на конюшне, а некоторым из дворовых даже возводились памятники. Памятник кирпичнику Лаврентию Наседкину простоял в парке до начала Второй мировой, памятная плита с другого, покореженная пулями, находится ныне в Рыльске, в краеведческом музее.

Место, выбранное им для родового гнезда, имело поначалу вид довольно жалкий: пустошь, овраги, по дну одного из которых текла худосочная речушка Избица. Но благоустроение усадьбы шло со скоростью необыкновенной - за несколько лет был возведен огромный трехэтажный дворец в классическом стиле и заложен просторный парк - натурально, в английском вкусе.

Имение поначалу не очень благозвучно звалось Избицким домом, но затем, в честь двух жен князя Ивана Ивановича - обе звались Мариями - стало называться Марьино. Первая жена, англичанка Мария Франциска Деттон, умерла очень молодой. Вторая, Мария Федоровна Келлер, была из немок и отличалась красотой необыкновенной. Великий датский скульптор Торвальдсен даже изваял Марию Федоровну в виде античной богини. Оригинал статуи находится в Копенгагене, а для Марьина по заказу князя была сделана копия - она сейчас пребывает в цветаевском музее на Волхонке.

Парк был разбит на восемнадцати гектарах.и чего в нем только не было! Огромные пруды с насыпными островами. На одном из островов белела крошечная кирха - князь уважал религиозные убеждения супруги. Наконец, главной магистралью усадьбы была двухкилометровая парадная аллея, почти от гетманских палат. В княжеские времена ее зачин обозначала классическая Покровская церковь с фамильной усыпальницей Барятинских.

Аллея, правда, предназначалась исключительно для княжеской семьи. В дни ее приезда в Марьино население села Ивановского собирали на торжественную встречу, и князь за такие вещи платил: каждой бабе полагался шитый платок, а всякому мужику - наличность на недельный загул в кабаке. Кстати, при князе Иване Ивановиче имение приносило колоссальный доход, и было одним из самых прибыльных в России.

В 1825 году князь Иван Иванович Барятинский, не дожив и до шестидесяти, внезапно скончался, и Марьино унаследовал его старший сын Александр. Однокашник Лермонтова, славился он в юные годы разве что гусарским образом жизни. Однажды молодого Барятинского, проигравшегося в дым, спасли от долговой ямы Пушкин и его друг Соболевский. В зрелые же годы сделался Барятинский талантливым военачальником.

Именно ему, главнокомандующему Кавказским корпусом, выпало принять в ауле Гуниб капитуляцию имама Шамиля. Шамиль жил в Калуге, но не раз приезжал и в Марьино. В частности, он прожил в усадьбе зиму 1869-1870 годов. Впоследствии на берегу большого марьинского пруда появился монумент "Умирающий орел", и говорили, что это фельдмаршал поставил памятник своему великому противнику.

Впрочем, в ту пору усадьба уже формально принадлежала младшему брату Александра - Владимиру, который и принялся за перестройку дворца, пригласив для этого видного петербургского зодчего Ипполита Монигетти. Того самого, что построил первые царские дворцы в Ливадии. Монигетти отнесся к замыслам своего предшественника весьма бережно. И, хотя дворец из трехэтажного сделался пятиэтажным, стилистика его осталась прежней - строгий, классический фасад, смотрящий на большую аллею, и пышный, торжественный разбег роскошных флигелей с комфортабельными внутренними двориками.

Марьино во второй половине XIX века превратилось в гигантскую сокровищницу, усердно пополнявшуюся всеми членами княжеской семьи. "Трудно представить себе из частных владений что-нибудь более роскошное и грандиозное, - писал в своих мемуарах один из управляющих имением. - Я не помню числа комнат в этом дворце, но помню, что считались они сотнями. В этой массе покоев сосредоточено было все, что громадное богатство, соединенное с утонченным вкусом, могло придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитейших мастеров живописи и скульптуры".

Одна картинная галерея Марьина - Тициан, Тьеполо, Гвидо Рени, Винтергальтер, Рокотов, Левицкий, Айвазовский - насчитывала более тысячи полотен.

Совершенно уникальной была "кавказская" коллекция, собранная семьей и "опиравшаяся" на блестящую военную карьеру князя Александра Ивановича. Особенную ценность представляла собой марьинская библиотека, одна из лучших в России, ибо собирание редких книг и рукописей фельдмаршал после отставки считал главным делом своей жизни. В 1882 году большая часть библиотеки была передана в Исторический и Румянцевский музеи, но и в усадьбе оставалось еще около 20 тысяч редчайших книг.

. А к началу ХХ века не осталось почти никого из многочисленного некогда рода Барятинских. Не хватало ни твердых хозяйских рук, ни средств. Прямо на глазах усадьба, подобно Остафьеву - "Русскому Парнасу" - превращалась в музей знаменитого в истории России рода. И, казалось бы, с началом века войн и революций, катком прошедших по курским землям, ей суждено кануть в небытие. Но капризная фортуна точно крылом своим накрыла вотчину Барятинских.

Бывшие крепостные, вместо того, чтобы от души и руководствуясь пресловутым революционным правосознанием, запустить в барские хоромы "красного петуха", постановили дворец своими силами охранять, а в Москву отправить ходоков, дабы напомнить кому следует о сокровищах усадьбы.

Из Москвы быстро прибыла специальная комиссия - она и доставила марьинские сокровища в относительной сохранности в первопрестольную. А там с ними поступили в полном соответствии с принципом "отнять и поделить".

Коллекции Барятинских по картине, по скульптуре, по книге разлетелись по музеям буквально всего Советского Союза. Лучшие ²русские⌡ полотна изъяла Третьяковка, полсотни картин и двадцать тысяч гравюр в итоге оказались на Волхонке, кавказская коллекция почти полностью очутилась в запасниках музея Махачкалы. И даже уездному музею в Рыльске перепало столько, что среди уездных музеев России трудновато найти равный ему по ценности коллекции.

А в опустевшую усадьбу в 1923 году вселился дом отдыха наркомата обороны, пользовавшийся неизменным успехом у представителей советской номенклатуры всех мастей. В 1940-м в ней обосновалась школа политруков, где вместе учились татарский поэт Муса Джалиль и будущий генсек Леонид Брежнев, который до конца дней, говорят, не мог забыть нескольких недель, прожитых во дворце Барятинских.

Во время Второй мировой Марьину опять повезло. Гитлер, кое-что слышавший о знаменитой усадьбе, подарил ее в пору летних успехов 1941 года генералу Гудериану, и немецкие войска тщательно охраняли ее от собственных мародёров. А два года спустя новым "хозяевам" пришлось улепетывать с такой скоростью, что даже поджечь усадьбу они не успели.

После войны в усадьбе сначала располагался госпиталь, а потом дом отдыха для раненых летчиков. Но в начале 50-х в Марьино, по дороге в родное курское село Калиновку, занесло Хрущева, который решил, что летчикам марьинский дворец не по чину, и приказал вселить в него... Курский сельскохозяйственный институт. Но вскоре слух о марьинских чудесах дошел до высочайших ушей, и в октябре 1952 года Сталин подписал постановление о превращении бывшей усадьбы Барятинских в санаторий Управления делами ЦК КПСС, который с тех пор обрел функцию трамплина в высшие эшелоны власти. Ведь не секрет, что одним из непременных условий преуспевания провинциальных партийных вождят было умение широко и хлебосольно принять вышестоящее начальство. А дворец Барятинских открывал для этого поистине безграничные возможности.

После исчезновения ЦК КПСС и его подразделений существовал проект превращения санатория в "общедоступный" профсоюзный санаторий. По мнению марьинских старожилов, это означало бы немедленную гибель уникального ансамбля. Но - пронесло и на этот раз. Сейчас Марьино числится на балансе Управления делами администрации президента РФ.

И поныне вполне привычного ко всяким диковинкам столичного жителя Марьино может привести в состояние легкого шока. Парк, остававшийся общедоступным даже в самые "режимные годы" и обзаведшийся недавно стадом оленей и косуль, дает возможность неторопливо и сполна оценить прелести меняющегося с каждым шагом пейзажа. Центр его - по-прежнему большой пруд с кирхой и ротондой на искусственных островках.

Целы точно светящиеся изнутри удивительной красоты наборные паркетные полы в дворцовых покоях, несокрушимые, как английские зaмки, буфеты из крепчайшего мореного дуба, косяки дверей, выточенные из цельной карельской березы. И по-прежнему без труда поворачиваются в замкaх большие, побывавшие еще в княжеских руках ключи. А по весне, когда в парке и в крохотных внутренних двориках усадебного дома зацветают большие кусты роз, Марьино может вообще показаться неким неуместно-райским уголком.

"Палаты Мазепы", Курская область, Россия.
"Палаты Мазепы", Курская область, Россия.

Ивану Меньшому так полюбились курские земли, что твердо решил он строить на них родовое княжеское гнездо...
Ивану Меньшому так полюбились курские земли, что твердо решил он строить на них родовое княжеское гнездо...

Трехэтажный дворец в классическом стиле и заложен просторный парк, Курская область, Россия.
Трехэтажный дворец в классическом стиле и заложен просторный парк, Курская область, Россия.

Мария Федоровна в виде античной богини. Оригинал статуи находится в Копенгагене. Курская область, Россия.
Мария Федоровна в виде античной богини. Оригинал статуи находится в Копенгагене. Курская область, Россия.

Белела крошечная кирха, Курская область, Россия.
Белела крошечная кирха, Курская область, Россия.

Александр Барятинский, сын князя Ивана Ивановича Барятинского.
Александр Барятинский, сын князя Ивана Ивановича Барятинского.

Монумент "Умирающий орел".
Монумент "Умирающий орел".

Дворец из трехэтажного сделался пятиэтажным, стилистика его осталась прежней.
Дворец из трехэтажного сделался пятиэтажным, стилистика его осталась прежней.

Марьино во второй половине XIX века превратилось в гигантскую сокровищницу, усердно пополнявшуюся всеми членами княжеской семьи.
Марьино во второй половине XIX века превратилось в гигантскую сокровищницу, усердно пополнявшуюся всеми членами княжеской семьи.