WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Европа : Кругоскандинавское путешествие (часть первая)



Кругоскандинавское путешествие (часть первая)

Путешествие на русском автомобиле ВАЗ-21093 по маршруту Уфа - Финляндия (Лапеенранта - Кеми) - Норвегия (Тромсе - Лофотен - Осло) - Швеция (Стокгольм) - Финляндия (Хельсинки - Лапеенранта) - Уфа.

Экипаж - идейный вдохновитель, организатор и покрыватель расходов - автор, штурман, оператор, фотокорреспондент, ведущий путевого журнала - Руслан (16 лет), завхоз и путеводитель по магазинам - Надежда.

Мысль проехать вдоль Норвегии, а заодно и вокруг Скандинавии возникла после прошлогодней поездки на отдых в Финляндию, где мы пролежали в коттедже 10 дней, питаясь пойманной рыбой и изредка выезжая в соседние города, и очередного просмотра фильма "Укол Зонтиком" (- "Это вы про "Ешьте творог зимой"? Да, помню, снимали в снегах Норвегии.").

Зимой начались теоретические изыскания, благо сеть всегда под рукой. Посетив несколько сайтов, посвященных путевым заметкам и рассказам путешественников, нашел не так уж много статей о поездках в Норвегию, тем более на автомобиле.

Начал с информации о получении виз. Никогда еще не получал визы через турфирмы (один раз обратился - потом пожалел, пытались оформить в Германию в составе какой-то общественной делегации из Чечни, ладно паспорта успел в Москве перехватить - правда это было давно - лет 10 назад), поэтому сразу пошел на сайт посольства.

На первый взгляд проблем с получением виз не должно было быть. Но это только на первый взгляд. По опыту предыдущих поездок написал вежливое письмо (на английском и русском языках) с объяснением цели обращения и запросом информации о получении шенгенской туристической визы в моем конкретном случае. Прошел час, другой - ответа нет. Ответа не было и на следующий день, и на следующей неделе. Написал еще раз. Потом еще. А в ответ - тишина. "Заперто, - подумал Штирлиц". Решил действовать через фиников. Написал письмо им, пришлось сказать, что в Финляндии проведу большую часть своего путешествия. Ответили через 40 минут. ОК, говорят, везите паспорта, только в заявке укажите, что не только у нас будете, а еще у соседей, и примерный план поездки.

Скачал анкеты, набрал в "экселе" табличку о поездке - маршрут, километраж, расходы на бензин, гостиницы, кино, вино, домино и т.п., купил страховку в Ингосстрахе местном, и за месяц до поездки (поехал в командировку) пошел в посольство Финляндии. С дежурной фразой "Кто последний за бугор?" встал в очередь и через 1 час 40 минут был у заветного окошка. И тут оказалось, что "Акела слегка промахнулся". Забыл, что финики дают визы начиная с пятого дня от подачи документов, независимо от срока желаемой поездки (а таким, как я, живущим за тридевять земель от Москвы - даже на следующий день, если сильно попросить), а страховка у меня была оформлена на конкретный срок (с запасом, конечно) и не покрывала весь срок визы - он получался почти два месяца, поэтому мои документы они принять не могли. Финка в окне объясняла мне это несколько раз, въехал не сразу, даже потом стыдно стало (наверное, "NUTSа" давно не ел).

Пришлось делать запоминающееся лицо, просить стоявших за мной людей пропустить меня к окошку без очереди вновь, когда вернусь с новой страховкой. Купил страховку у ворот посольства, оказалась на 30% дешевле, чем в Уфе. Пробрался в здание, меня сразу же пропустили к окошку (спасибо, коллеги!). "Этта другое дело", - сказала финка и выписала мне квитанцию для оплаты визового сбора.
Сходил в банк, оплатил, отправился по своим делам.

Маршрут поездки разрабатывался достаточно долго - хотя в основном все было ясно - через Финляндию на север, пару дней на севере Норвегии, пару дней в центральной части, затем на юго-запад, потом в Осло, Стокгольм и домой. Начал с заказа информации через Интернет. Искал сайты с туристической информацией по городам, в которых можно было остановиться, заказывал буклеты (если такие высылались на халяву). В течение месяца получил кучу журналов, проспектов, карт и путеводителей. В конце концов, после длительных раздумий, был выбран маршрут Лапеенранта - Оулу - Тромсе - Мо И Рана - Трондхейм - Осло - Стокгольм - Хельсинки - Лапеенранта. Первоначально планировалось останавливаться в кемпингах, были намечены остановки, просмотрены условия (домики, удобства и т.п.). Но в последствии от этой идеи отказались, т.к. хотелось посмотреть на города и людей, а не на море, горы и туристов (их и так увидим). Поэтому решено - останавливаемся в городах, ночуем в отелях.
В сети посмотрел отели, составил список приемлемых как по цене, так и по расположению. Бронировать заранее не стал, т.к. по опыту предыдущих поездок знал, что маршрут уточняется на ходу, где-то стоим больше, где-то меньше, что-то добавляется, а что-то, наоборот, исключается из списка. Забегая вперед, скажу, что так и получилось.

В процессе поиска отелей набрел на сайт, где говорилось, что можно заказать за где-то 10 Евро Scanplus Hotel Pass, который дает скидки в отелях их системы до 50% и каждая 6-я ночь бесплатно. Поскольку времени до отъезда было уже мало (а на пересылку этого куска пластика они просили двадцать дней), я написал письмо с просьбой подсказать, где в Тромсе я могу купить этот сканплюс, чтобы он сразу начал действовать. Ответили сразу, дали адрес - Rainbow Polar Hotel. Просмотрел сеть их отелей. Цены оказались достаточно высокими, и даже со скидкой выходило больше 100 Евро на троих. Оставили вопрос открытым, проблемы будем решать по мере возникновения. Там это не тут, без крыши над головой и куска рыбы на ужин не останешься, были бы деньги.

Были также приобретены путеводители "Полиглот" по Норвегии и Швеции, на мой взгляд, информации по городам очень мало, дают только самое общее представление о стране, и очень кратко. Описание музеев - просто караул, да и выборка небольшая, по Осло, например, описано всего несколько, хотя их там около сотни. Конечно, все не посетишь, да и незачем, но ориентироваться хочется получше. Хотя описание маршрутов и основных достопримечательностей может пригодиться. Гораздо больше пользы от путеводителей по городам, полученным по заказам через Интернет и взятым (совершенно бесплатно) в бюро информации для туристов на месте. (На русском, правда, только у фиников были - нам были не нужны, хотя тоже назаказывал).

Практическая подготовка свелась к прохождению очередного ТО (чтобы набрать пробег до 14500 пришлось съездить в Москву в командировку), составлению списка необходимых вещей. Также пришлось переманить к себе бабушку на три недели, чтобы поливала цветы и кормила Семен Семеныча (кота).

Безжалостно наступал день отъезда.

День Первый 02 Августа 2003 г. Уфа - Владимир. 1222 км.

Ничего особенного, маршрут известный, ГАИшникам ни разу не попался (даже в Татарии - это редко со мной бывает) - спонсоры помогли, во Владимире остановились в гостинице "Заря", 2-х + 1-местный номера за 900 руб. + 50 рублей за стоянку. Номера - требовали ремонта еще при Брежневе, если свет не включать, то вроде бы нормально, горячая вода еле бежит, но для пересыпа в дороге - годится.

День Второй 03 августа 2003 года. Владимир - Москва. 248 км.

Легкая разминка после вчерашнего дня. В гостинице не завтракали (не пытались даже), есть хорошее кафе на 95-м километре Горьковского шоссе, называется "Сытый Папа", вкусно, недорого, утром - народу немного, на обратном пути вечером - пришлось ждать минут двадцать, пока освободился столик. В Москве вечером заглянули к институтским знакомым, попили вина, поговорили о путешествиях. Переночевали в "Ярославской", 1200 руб. на троих + 50 руб. стоянка.

День Третий 04 августа 2003 г. Москва - Мотель за 75 км до Выборга. 822 км.

С утра поехал в посольство, через полчаса получил паспорта, финка в окошке, посмотрев на дату открытия визы, даже не смогла внятно спросить, где мы были "в ночь с 7-го ноября на 8-е марта", т.к. визы были открыты почти месяц назад. Сыграв на опережение, я сказал, что все ОК, очень тороплюсь, и так уже опоздал, а если объяснять, то совсем не успею. Забрал паспорта, отправил своих на метро в САО "*****" (Без рекламы!) за страховкой автогражданки на Скандинавию, просто всегда там страховался. Сам поехал по делам - нужно было посетить партнеров по бизнесу.

Закончили дела в час дня, с Пушки взяли курс на СПб. Выбирались из города три часа. Планировали остановиться где-нибудь в Питере, но влетели в город одновременно с закатом, решили проехать колыбель революции с ее плохими дорогами сразу, чтобы не портить себе настроение с утра.

На выезде из города видели страшную аварию, в темноте не понял, сколько машин, но много, потом в мотеле видели репортаж о ней по новостям. Поехали помедленнее, тем более что пошел дождь.

Была мысль доехать до Выборга, но когда увидели знак - "Мотель - 15 км", сразу захотелось спать, даже мотель чуть не прозевали. Спасибо Руслану, заметил почти вовремя, но пришлось немного сдать задним ходом, чтобы свернуть с шоссе.

Мотель приличный, номер с душем и туалетом, две широкие кровати, можно спать вчетвером. Всего-то за 600 рублей. Охранник подошел, сказал, что если мы хотим, чтобы за нашей машиной присмотрели, как следует, мне необходимо заплатить ему 50 рублей. Заплатил. Утром, когда уезжали, этот охранник спал на диване в ресепшн в обнимку со своим "демократизатором".

День четвертый 05 августа 2003 г. Мотель - Граница - Кеми. 118 + 738 км.

Позавтракали здесь же на заправке возле мотеля (кафе в мотеле не работало - хотя и написано - "Круглосуточно"), и тронулись "Вперед, на Запад!".

Через час были на границе. На КПП перед "Сайман канава" (это канал такой, соединяет Финляндию с Россией) один из солдатиков спросил, неужели мы прямо из Уфы сюда приехали. Я ответил, что, да, и спросил, не он ли служил здесь еще в прошлом году, мне тогда говорили на КПП, что у них есть один сослуживец из Уфы. Он мне ответил, что их теперь уже трое.
Пока ехали до самой границы, рассуждали - хорошо тем, кто сюда попал служить, точка "холодная", можно пообщаться с гражданским населением, с боевой и политической подготовкой тоже, наверное, не сильно напрягают, хотя кто знает...

Российскую границу прошли без проблем, минут за 20, очереди почти не было. Тормознулись у "Дьюти Фри". Затарились виски, пивом дешевым (какая-то распродажа была финского пива, упаковка 6 банок за примерно 3 евро). Читал где-то недавно, что теперь в "Дьюти Фри" только выезжающим продают (вообще-то так и должно быть), но в прошлом году при возвращении мы тоже покупали, правда, в другом магазине. Спросил, работает ли тот магазин - соврали, что нет, уже закрыли. Взял еще пару бутылок.

На финской пришлось постоять в очереди, местных пропускали без очереди, а их почему-то было много, нам же "зеленый" включали секунд на 30 раз в 5 - 7 минут, а впереди один тормоз дважды заводился только почти минуту, в результате все мы два "зеленых" пропустили.

С детства знал, что обманывать старших нехорошо, но бес попутал, вспомнил, что в прошлом году на вопрос "Куда едете?" ответил, что в коттедж возле Пертунмаа, и больше вопросов не было. Решил и сейчас также сказать, чтобы не объяснять, куда, как и по какому маршруту еду. Однако финик шибко умный попался. В прошлом году мы въезжали в пятницу (а в коттеджи, как правило, едут в пятницу или субботу), а сейчас был вторник. Ну, он и указал мне на это несоответствие. Я сразу заволновался, как двоечник перед сессией, сказал, что сначала в Миккели заедем, а потом в коттедж, и т.д. А он стал интересоваться, где будем жить, кто пригласил, кто будет за все платить, и прочее. Показал ему карточки, (наличных было USD 101 на всякий пожарный - пригодились потом), изучил все под лупой, то же самое сделал с паспортом (а паспорта у всех нас были совершенно новые, старые с собой взяли, но, наверное, специально, оставили в машине), правами и документами на машину. Минут через пять томительно ожидания (а все из нашей "пачки" уже прошли и проехали) поставил штамп и пожелал счастливого пути. Надю и Руслана пропустил сразу, без вопросов. Машину не смотрели, все были заняты каким-то фиником, даже собаку к нему в машину запустили. На пять тыщ рванул, как на пятьсот.

При въезде на шоссе перед Лапеенрантой проверил скорость, на табло показались цифры "96" из допустимых ста, на спидометре было тоже 100. Все врут календари. Таких проверочных табло встретил в Финляндии еще штуки три. Заехали в супермаркет "****", кое-что прикупили в дорогу, и поехали к Миккели. Ехать по Финляндии было скучно, ограничение "80", все едут как привязанные.

Через час проехали Миккели, свернули на Юваскилью. Еду 80, собрал сзади толпу машин в 15. Через десять минут нашелся один Шумахер (скорее, Райконен), с ревом и гудками обогнал всех и полетел на своей А6 под 150. Но "чукча не дурак, знает, где фотороботы стоят" - в спонсоры его! Догнал легко, сам удивился. Встал в метрах ста сзади, и пошел за ним. На спидометре - 150 - 155, притормаживали только когда проезжали городки и деревни, да пару раз перед фотоаппаратами дорожными. Оторваться он не смог, а может быть, и не очень хотел. Через часа полтора наш томатный спонсор (море то у них - Балтийское) свалил в какую-то деревню. Снова едем по приборам.

Заправились и пообедали на Шелловской заправке. Английский язык.не знают, пришлось тетеньку выдергивать из-за прилавка и пальцем тыкать в фотографии блюд, висящие над стойкой, которые мы хотели бы съесть (блюда, а не фотографии). Договорились. Поели. Много, вкусно, дешевле, чем в Москве. Поехали дальше.

Вскоре вновь нашелся какой-то Хаккинен на мерине, но ехал скромно, 120 - 130. Но тоже неплохо, километров 100 нас протащил. Внезапно тормозит - впереди никого нет, чуть его не догнал. Смотрю - олени ходят по шоссе, вынюхивают чего-то. Дошло, почему на дороге много следов от колес, как от драгрейсеров, - до этого не мог понять, как на дороге, где три машины с дисциплинированными водителями в час проезжают, могут создаваться аварийные ситуации, требующие экстренного торможения. Но не у всех же "Фокусы" с "лосеобъезжателями". Олени выскакивали на дорогу еще раза три. Сделали несколько фотографий. В ушах бирки, видимо, все ходы записывают (ни одно животное во время съемок не пострадало). В Оулу (где собирались ночевать - даже гостиницу присмотрели в сети) приехали на 1.5 часа раньше задуманного времени, поэтому решили ехать дальше - хотя бы до Кеми. Совсем скоро уже подъезжали. По дороге обогнали наших, семья пенсионеров ехала на "трехе" (Не БМВ). Помахали аварийками, получили ответный привет. Было совсем не поздно, можно было и рвануть до канадской, т.е. норвежской, границы, но решили, что на сегодня хватит, пора бы и пива попить.

Попался мотель, тормознули, "Сорри", говорят, "местов нету - в городе наверняка найдете". Конечно, найдем, но в мотеле же дешевле. Поехали дальше. При въезде в Кеми видим указатель - отель. Свернули с главной, доехали. Трехместный номер - 75 евро. Сауна - бесплатно, но только до 10 вечера. Но в номере все удобства, поэтому от сауны отказались. Гостиница оказалась школьным (или колледжским) общежитием, квартирного типа, большая кухня (без посуды, но с плитой, микроволновкой и холодильником), три большие комнаты, отдельно душ и туалет. На дверях и стенах в комнатах висят детские рисунки - Вини-Пухи и Мумми-Тролли. Уже заселились, и только потом выяснили, что кафе нет, поэтому и завтрака нет. Обломили нас финики. Как гостиница работает только летом, когда дети отдыхают. Попили пива с фисташками, разбрелись по комнатам спать.

День Пятый. 06 августа 2003 г. Кеми - Тромсе. 687 км.

Утром выехали рано, хотели позавтракать на заправке, но заправщик сказал, что у них не очень большой выбор блюд утром, и, если мы хотим позавтракать по-человечьи, нам лучше обратиться в отель рядом. Последовали совету. Шведский стол - 5 Евро с носа, наелись, напились кофе и дальше в путь.

Пейзаж за окном поменялся. Слева - река, за рекой - Швеция, впереди - холмы, справа - лес. Остановились перевести дух на стоянке у изгиба реки. Там стояли поляки на маленькой машинке. Машина загружена барахлом под крышу. Потом выяснилось, что в основном это были продукты. Они выгрузили 1/3 груза на столик, начинали готовить завтрак. Мужик тянет центнера на полтора, как помещается на сиденье - не знаю. Разговаривают по-русски. Поздоровались. (Потом встретили их в Тромсе.) Сфоткались на берегу, поехали дальше. Вдоль реки ехали долго, домики, что на левом, что, на правом берегу одинаковые, не такие как на юге Финляндии, изредка встречаются указатели "Швеция - налево 0.5 км."

Проехали Полярный круг. Посреди дороги - белая линия. Рядом - столбы с флагами, большая стоянка для экскурсионных автобусов и машин, магазин с сувенирами, кафе. Походили по магазину, купили сувениров. Толпы туристов (были японцы и местные пенсионеры) сувениров набрали - очередь в кассу - водители автобусов, наверное, имеют неплохой откат от владельца магазина. Продаются оленьи шкуры, большие, но по 70 евро, маленькие - но по 50. Не придумав им никакого применения в хозяйстве, решили не брать. Вход в магазин облеплен стикерами с обозначением стран. У нас собой был лишний, Руслан хотел приклеить, но я обнаружил уже один - RUS TUDOR, кто-то аккумуляторы уже прорекламировал, поехали дальше не солоно хлебавши.

Ехали, ехали. Наконец, приехали. Знак - "Неровная дорога". А дороги - нет. Пять или шесть участков по 300 - 500 метров. Полотно - отсутствует, гравий насыпан, утрамбован, вид имеет стиральной доски, амплитуда волны - сантиметров 10 - 15, едем 5 - 10 км/час, догоняем пару фур, тащимся за ними. Короче, 5 километров промчались за 45 минут. Дорожной техники в округе нет. Скорее всего, ремонт начали, а потом рабочих перебросили на другой объект - тянут, наверное, дорогу к местному мэру на дачу, или недофинансирование бюджета какое-нибудь произошло (опять же на Мерседесы для начальников местной партии "Лось" деньги истратили).

Дальше - дорога нормальная. Пару раз опять чуть не задавили оленей. Незаметно подъехали к границе. Указатель был - "Норвегия - там" на развилке. Также незаметно границу эту проскочили. Увидели только справа стоянку, с заправкой, мотелем, кафе, магазином и "фигвамом" (наверное, с сувенирами). Остановиться не успели. Столбика с табличкой с названием страны (как в Европе) не было (или не заметили), поменяли цвет разметка на дороге и таблички с указателями и дорожными знаками. Ограничение скорости - 90. Едем 90.

Начались горы. Сначала вдалеке, вершины покрыты снегом, сверху солнце, между горами - облака. Дорога прямая (в смысле направления - по оси "Х") но извилистая (по оси "Y"), прямо как в американском кино - up & down. Вскоре началась настоящая горная дорога, узкая, извилистая, без осевой разметки. Скорость снизил до 60, хотя местные жители едут 90 - 100.

Остановились на пятачке на обочине, сфотографировались, посмотрели на водопады, маленькие в ширину, но большие в длину, пачками спадающие с вершин и, искрясь в лучах северного солнца, пробивающегося сквозь серые облака к суровой норвежской земле, стекающие ручьями в реку. "Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко. Понюхал старик Ромуальдыч и т.д."

Появился первый фьорд. Грандиозно. Красота. Нет слов. "Душераздирающее зрелище" - сказал бы Иа. Когда проехали по краю одной горы, развернулись, и поехали назад по краю другой, взглянул на противоположный берег фьорда, увидел туристический автобус, на фоне горы выглядевший половинкой спички, стало как-то не по себе, все-таки "жалкая, ничтожная личность" человек по сравнению с природными объектами.

Солнце совсем скрылось за облаками, извилистость дороги совершенно лишила меня способности ориентироваться на местности по сторонам света, и, хотя в голове держал карту автодорог, представлял, в каком направлении нужно ехать, все время казалось, что едем не в ту сторону. Штурман постоянно успокаивал, сверяясь с картой, которую он держал все-таки на коленях, подсказывая, что через 1 или 2 или 3 километра будет такой то поселок, или развилка, или мост. Это вселяло уверенность в достижении цели. Карта, кстати, была халявная, из Интернета.

В седьмом часу, проехав пару мостов и тоннелей, подъехали к Тромсе. Вот он слева, как на картинке из путеводителя, опять же заказанного по сети - игрушечные кораблики (длиной с футбольное поле на самом деле), селедочный, выгнувшийся дугой мост, тонкая ниточка фуникулера тянется с горы справа. Остановились у информации, еще раз уточнили маршрут проезда по городу к "Полар Хотел", тронулись дальше. Рядом немцы и итальянцы, приехавшие на караванингах, тоже пытливо изучали карту города и окружающего региона.

К отелю подъехали с первой попытки - негде было заблудиться - показалось, что в городке три улицы и все вдоль берега. Поставил машину на крутосклонной стоянке - платная, но я решил, что за десять минут ничего не случится, тем более, что часть экипажа оставалась в машине. Пошел на ресепшн, показал "мыло" из Сканплюса, что можно со скидкой у них устроиться, устроился. 3-хместный номер - 940 NOK. А сколько же без скидки? Показалось, дороговато, но, "раз пошла такая пьянка, режь последний огурец".

Сам сканплюс так и не купил, хотя в счете после оплаты при отъезде было написано: "скидка предоставлена на основании "Scanplus Hotel Pass". Выписали талончик на парковку бесплатную, объяснили, где она находится. Номер был в здании напротив, вход в здание по магнитной карточке, в номер - тоже. Но что-то случилось с компьютером у них, в номер попасть сразу не смогли, пришлось идти опять через дорогу, перекодировать карточку. Номер оказался хорошим, этаж второй со стороны входа, а окна, с противоположной стороны, - на уровне земли, такой крутой уклон.

Больше всего понравился уголок отдыха на первом этаже возле лифта - кофейный автомат, кипяток, чай, сливки, чашки, ложки и т.п. "Help yourself, khalyava, Sir",- подумали мы, и оказались правы. Освежились, потопали обозревать окрестности.

Центр можно обойти за 30 минут, мы гуляли часа полтора, поужинали в ресторане на набережной. Сытно, вкусно, дорого. Заметили тусовку афроевропейцев на центральной улице, толпа человек 15 с бумбоксами кричала и цеплялась к проходящим мимо норвежским девчонкам. Потом увидели, что они (афроскандинавы) живут в пансионе, который у меня тоже был на примете, как возможный ночлег. На улицах мусор, но посчитали, что конец дня, завтра уберут. Ошибались. Город оказался грязноватым, непохож на заграницу. Даже в Амстердаме чище по утрам. "Чисто плотность - это чисто масса, деленная на чисто объем". В номере по городскому путеводителю разведали, где какие музеи, наметили планы на следующий день.

День шестой. 07 августа 2003 г. Тромсе.

С утра пошли на завтрак в соседний корпус. Написано было - завтрак - на 9-м этаже. Заходим в лифт. Последняя кнопка - "8". Не догоняем. Спрашиваем на ресепшн. Объясняют, что надо ехать на 8-й, потом этаж подняться пешком. Едем. Поднимаемся. Павильон на крыше. Народу немного, завтрак хороший, выбор большой, особенно селедки. Перепробовал всю. Одну забраковал. Сладкая, фиолетовая, что-то со свеклой, наверное, или с кокаколой (киргуду).
Сели у окна, которое выходит на гору и город, в запарке с выбором блюд не заметили, что вид с другой стороны - на пролив, и гораздо более интересный. В следующие разы садились уже там. После завтрака направились к Полярному музею.

Рядом с музеем на площадке выставка - эволюция китобойных орудий. Поцелились в разные стороны, подергали рычажки и т.п. Зашли в музей. Family ticket + пара открыток на память - 129 NOK. Музей на вид маленький, деревянный, что там смотреть. Но оказалось в нем четыре этажа. Посмотреть было чего. Основной вывод. Вся история Норвегии (до 70-х годов, когда они нефть-газ нашли) - это история истребления тюленей, оленей, медведей и китов. Отдельная экспозиция посвящена рекордам по убиванию белых медведей.
Один из знаменитых (у них) охотников уложил за сезон (это сколько?) около 160 штук. Фото было - он стоит на куче (где-то 100) медведей, сложенных в поленницу, как бревна у деревенского забора. Есть даже стенд про женщину-охотницу, которая тоже от мужиков не отставала.
Короче, дикие люди, эти норвежцы. Жили в чумах, катались на велосипедах. Много чучел, звериных шкур на стенах и потолках, а внизу - зверь, с которого эта шкура могла бы быть снята. Написано - "Тюлень, возраст 1 год", или "Тюлень, возраст 3 года". Сцены звероубийства воспроизведены достаточно натурально, чтобы вызвать отвращение. Конечно же, есть отделы, посвященные Нансену и Амундсену, но на фоне огромного количества убитых зверей эти экспозиции теряются.

На обед купили в супермаркете большие бутерброды, съели их, запивая, бесплатным чаем и кофе, в комнатушке возле лифта. Во время обеда произошел интересный случай.
Заходят в эту комнату две девушки, посмотрели на нас, и одна из них по-русски спрашивает у другой: "А где тут у них чашки?". Я ответил: "А чашки в шкафу". Опешили. В смысле растерялись. Потом разговорились. Оказываются, работали они по контракту на немецком научном судне, изучали морское дно. Контракт закончился, их высадили в Тромсе, а на следующий день они разлетаются, одна в Мурманск, другая - в Москву. Девушка из Мурманска сказала, что давно мечтала поехать с семьей на машине в Норвегию, особенно посмотреть Лофотенские острова, но как-то все не решалась. Теперь поедет точно.

Вечер посвятили прогулке по набережной, посмотрели теплоходы, загрузку пассажиров "Хуртигуте" - в основном пенсионеры и инвалиды. Снова гуляли по городу, три раза встретили одних и тех же русских, два раза - наших новых знакомых. Отсняли кучу пленки. Купили сувениры. Поужинали в "Pepez Pizza", заказали "Large" (оголодали на свежем воздухе), принесли пиццу диаметром 1 метр, но управились. Сил после ужина не было ходить, пошли в гостиницу спать. Ночью понял, что мне не дает спать нормально - ночью светло, как днем, только солнце не светит. Но солнца и днем почти не было видно - каждый день дождь, облака во все небо.

День седьмой. 08 августа 2003 г. Тромсе.

С утра отправились за норвежскими свитерами. Обошли пару рынков, где, кроме норвежских свитеров, продавались всякие сувениры, в том числе и матрешки (Путин, Ельцин, Брежнев, Сталин, Ленин), другие сувениры "а-ля рюсс".
Рынок есть рынок, и на нем мы нашли только низкокачественные изделия (наверное, местные подделки по "фирму"), и, как потом оказалось, даже дороже, чем в магазине (там тоже есть на разный кошелек - от 110 NOK до 2000 NOK). Покупки сделали в магазине, который прорекламирован в путеводителе по Тромсе, все по-взрослому, каточки принимают, такс-фри выписывают, хотя магазинчик - 25 кв.м.

Потом зашли в бюро информации для туристов, узнали, где находится местный военный музей - Руслан очень интересовался - его не было на плане центра города. Объяснили, показали, ехать нужно было на автобусе на материк. Решили поехать на машине, и правильно сделали. Музей оказался маленьким сарайчиком, запертым на висячий замок. Экспонаты - останки двух пушек, прожектора и несколько развороченных бетонных плит, были огорожены проволочным забором с не запирающейся калиткой. Как прочитали на бумажке, прикрепленной к забору, это было место расположения береговой батареи, прикрывавшей подходы (подплывы) к городу во время второй мировой войны. Хорошо, что не разорились на автобус (120 NOK туда-обратно на троих).

Поехали назад, решили, раз уж заехали на этот берег, заодно подняться на канатной дороге на гору для обозрения панорамы Тромсе.
Немножко поплутав по жилым кварталам (Зона "30"), нашли пункт отправления. Подъем и спуск происходят каждые тридцать минут. Нам пришлось ждать 25. Подъехала группа испанских (как я думаю до сих пор) школьников на автобусе. Крик, шум. Я сразу занял место у окошка кассы, т.к. емкость кабины ограничена. За пять минут до отъезда начали продавать билеты. Поместилась только небольшая часть детей, но и этого было достаточно. Крику в кабине было как на стадионе. Наверху мелюзга бросилась в рассыпную, на ограждении при выходе было написано, что прогулки за пределами смотровой площадки - на страх и риск самих гуляющих. Но они читать не умели или не хотели. Смотрящие пытались их отловить и построить, но безуспешно. В пропасть никто не упал. Вид, конечно, красивый, высота - где-то 650 метров, город внизу - машины меньше муравьев. Погуляли по округе, стараясь не рисковать, пофотографировались, замерзли на ветру, поехали вниз следующим же рейсом. Можно было посидеть в кафе, но цены там соответствовали высоте над уровнем моря.

Утром, гуляя возле гостиницы после завтрака, обнаружили перекресток, одна из сторон которого уходила внутрь горы. Сейчас же, после осмотра города сверху, решили взглянуть на него изнутри. Подумал, что тоннель выводит на другую сторону острова. Заехали. Едем, едем, и вдруг - перекресток. Без светофора, как здесь часто бывает - круговой, дорога - в четыре стороны. Едем по главной дороге. Через километр - еще один перекресток. Отпад.

Наконец выезжаем на волю. Указатель - Центр. Поворачиваем. Что-то знакомое почудилось мне в облике этой улицы. Еще пара кварталов - так это же наша улица, по которой мы гуляем по вечерам, вот и наш отель. Зачем было строить тоннель, который концом почти упирается в начало? Наверное, это ЯМР или циклотрон какой-нибудь б/у... Странные люди, эти норвежцы. Было уже около семи вечера, нужно было готовиться к завтрашнему отъезду, поэтому, поставив машину, долго не гуляли, после ужина стали паковаться и прикидывать, куда дальше держать путь. План был сначала - за два дня доехать до Тронхейма, с остановкой в Мо И Ране, но вспомнив разговор про Лофотен, изучив карту местности, посчитав дни, решили, что поедем на острова, а Тронхейм - это тот же Тромсе - белая ночь, улица, фонарь, аптека.

продолжение следует...