WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Европа : Амстердам, Нидерланды.Воспоминания о поездке "Утомленные каналами, день I".



Амстердам, Нидерланды.Воспоминания о поездке "Утомленные каналами, день I".

(Ранее писала на другом ресурсе, сейчас ищу новое пристанище).

Амстеррдам является финансовой и культурной столицей Нидерландов. Девиз города - Heldhaftig, Vastberaden, Barmhartig -"Доблестный, Решительный, Сочувствующий". Так назвала город в 1947 году королева Вильгельмина II в знак признания отваги, проявленной во Второй мировой войне жителями Амстердама. Город представляет собой северную часть комплекса городов- Рандстад, городской агломерация с населением около 6,7 млн. человек, это шестой по численности метрополис в Европе, образующий собой окружность вокруг Амстердама. В него входят города Гаага, Роттердам, Утрехт, Гарлем, Лейден и Делфт. В центре Рандстада расположено так называемое .Зелёное сердце. Нидерландов.

В первый день поход по городу начали с музейной площади. Во многих городах есть площади, где много музеев, но эта в прямом смысле музейная - на небольшом пятачке бок о бок находится сразу несколько музеев и культурных заведений. Концертный зал Concertgebouw, национальный музей Рейксмюзеум, Музей Ван Гога, музей современного искусства Стеделейк, небольшой музей в здании компании "Костер Даймондс", с 1840 г. занимающейся огранкой алмазов, Reflex Modern Art Gallery.

До конца XIX в. территория, где сейчас располагается Музейный квартал, представляла собой крестьянский пригород: тут стояли фермы, где разводили скот и выращивали картофель. Эти земли были выкуплены у владельцев муниципалитетом, и на них были построены комплексы первых культурных учреждений: Рейксмузеума, музея Стеделийк и первого в городе большого концертного зала Консертхебау. Так родился Музейный квартал. На участке, где находится сейчас концертный зал Консертхебау, в 1880-х гг. был польдер, поэтому в основание фундамента было заложено более двух тысяч свай. Массивное здание, дающее серьезную осадку, не раз реставрировалось: его поднимали, заменяя деревянные сваи на железобетонные.

Теперь этот зеленый уголок - окраина парка Вондела, и, в отличие от других увиденных районов города, единственное место, где здания не стоят впритык. Такое из себя футбольное зеленое поле, только приспособленное для лежания, сидение, да хоть пешего хода, но полностью на травке. Но мяч тут пинают тоже.

Для не желающих мять траву, есть традиционные каменные дорожки. Вдоль нее - то ли строят, то ли уже разбирают какие-то временные сооружения.

Выбивается из визуального ряда старинных зданий, современное здание музея Ван Гога. Основной корпус построен по проекту Геррита Ритвельда и открыт в 1973. Экспозиционное крыло, открытое в 1999, спроектировал Кисё Курокава.

Небольшой и неглубоких прудик с красно-белой конструкцией из двухметровых букв "I Amsterdam" на торце, уже одна из визитных карточек, где отмечаются все туристы фотографированием.

За "буквами" возвышается самый большой музей города - Рейскмузей (Reijsmuseum). Рейксмюзеум был основан в Гааге в 1800 году. Правительство страны решило, что государству необходим свой музей и в cтолице. по образцу Лувра. В 1808 году музей был переведен в Амстердам. Вначале он располагался в Королевском дворце, затем в Королевской академии искусств и науки, и только в 1885 году для него было построено отдельное здание. Основу коллекций составили частные собрания торговцев - как приобретенные у выдающихся мастеров, так и вывезенные из колоний. Плюс, из-за экономических проблем многие некогда богатые семьи отдавали свои собрания, накопленные за века, в заклад магистрату, обратно выкупить не могли из-за отсутствия средств, и художественные сокровища становились собственностью города. В1906 году здание было специально перестроено для демонстрации известного полотна Рембрандта "Ночной дозор". Не входил в планы по посещению, потому что он большой, займет день. Сквозь окна виден холл музей, насколько он огромен, значит, и дальше будут большие пространства.

Под сводами прохода здания музея играют музыканты. Казалось бы, по всему миру играют музыканты в людных местах. Но эта группа исполняла что-то классическое до такой степени, что похоже на "Баха для игры на гитаре". Очень прилично играли.

И вот первый канал прямо за музеем. Из-за множества каналов, точное число - 165, город как бы разрезан ими на кусочки. Вот по этим кочкам-кусочкам и начали путь. На карту не смотрели, шли вдоль-вдоль, встречается мостик, хотим - свернем, хотим - нет. Каналы на несколько сотен километров тянутся, плюс 1500 мостов и около 90 островов - ходить не переходить, это примерно в три раза больше, чем в Венеции. Сеть каналов образуют четыре концентрических полукольца, опоясывающих город. Этот так называемый "полулунный план" застройки города был разработан в конце XVI в., к середине XVII в. Амстердам уже имел современные очертания. Система амстердамских каналов причислена к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не ставили цели обойти всё, больше наслаждались городом и хорошей погодой, с которой нам повезло в поездке.

Нидерланды сейчас небольшая европейская страна, но была большой колониальной державой в прошлые века и "правила морями" наравне с Великобританией, Испанией и Португалией. В средние века Нидерланды были частью Германской империи, которая также называлась Священной Римской империей. Мощная морская армада Нидерландов рыскала по свету, захватывая земли и людей в рабство. Колонии имелись на каждом континенте, высасывая оттуда богатства и ресурсы. В 1602 году правительство Республики Соединённых провинций основало Голландскую Ост-Индскую компанию (Vereenigde Oostindische Compagnie) для исследования нового пути в Индию. Из Амстердама 4 апреля 1609 г. по поручению Ост-Индской компании Генри Хадсон -нам более известный как Гудзон, отправился в экспедицию. Голландская Ост-Индия существовала вплоть до 1942 г., Суринамом владела до 1972 г. Но кроме Индии - где были самые богатые ресурсами голландские колонии Вест-Индской компании, "исследования" по захвату земель продолжались по всему свету. Результатом экспедиции стало описание Атлантического побережья Северной Америки от Ньюфаундленда до нынешнего Нью-Йорка. Далее присваивали земли Америки. С 1615 года голландские колонисты захватили территории между Вирджинией и Новой Англией, и назвали эту территорию Novum Belgium. Причина такого названия была в том, что слово "Belgium" на латинском относилось к Нидерландам, в то время латинские названия были обычны, например, как Nova Scotia (Новая Шотландия). Бельгия стала отдельной страной в 1830 г. Вернемся к их прародитедям, нидерландская колониальная компания купила остров Маннхэттен и назвала Новым Амстердамом город, переименованный в Нью-Йорк в 1664 г. Именем Генри Гудзона названа река Гудзон и Гудзонов залив в Северной Америке. Завозили рабов из Африки на плантации и производства. Вот откуда богатство Нидерландов прибывало и множилось. Амстердам стоит на 4 м ниже уровня моря. В те времена и "поднялись" города из камня в Голландии, так как появились средства и наемная сила рыть каналы. Поддержание города в доступном для проживания виде, требовало в средние века огромных средств, которые получали путем ограбления колоний во всем мире. Вот оттуда богатство Нидерландов прибывало и множилось. За счет обогащения в заморских колониях короли и знать, торговцы и моряки, служащие Вест-индской компании у себя дома строили каменные дома, зажиточно жили. Камень стоил очень дорого и "не рос" на болотах, его привозили издалека. Дома строили на сваях, особая древесина нужна была. Возведение такого дома в давние века, сравнимо по затратам с современной многоэтажкой, если не больше. В 1863 году Нидерланды отменили рабство в некоторых своих колониях, полностью только в 20 веке.

Старый город состоит, как бы из двух частей, северной части Аудезейдс (Oudezijds, буквально - "старая часть", или "старая сторона") и южной Ниувезейдс (Ньивезейдс, Nieuwezijds, то есть "новая часть", или "новая сторона"), ранее разделенных каналами. Но сейчас границы нет, поскольку часть каналов дано засыпаны и превращены в живописные улицы, перетекающие одна в другую. Поначалу все дома в Ауде-Зайде (Старой стороне) были деревянными, но после ужасающих Великих амстердамских пожаров 1421 и 1452 гг., уничтоживших почти весь город, власти наложили запрет на строительство домов из дерева.

Над каналами домики всех цветов. В старину над водой находилось множество складов. Подобный тип односекционного склада, возникший в XVI в., с ярусным расположением загрузочных и оконных проемов лег в основу двух- и многосекционных типов и крупных комплексов, таких как "морские магазины". В XVIII в. строительство складов в связи с общим экономическим упадком страны, вызванный усилением английской конкуренции, стал сокращаться. Склады начали переоборудовать под магазины, жилые дома. В старой части города дома над каналами принадлежали, в основном, богатым торговцам, аристократам и деловой элите.

В старой части города дома над каналами принадлежали, в основном, богатым торговцам, аристократам и деловой элите. Но и на них распространялись законы, точнее налоги, которые были прямо пропорциональны ширине фасадов домов. От того и заимели дома причудливую форму, вытянутый в небо, как бы стоящие на одной ноге дом. Специально самые узкие дома не искали, а вот самой узкой улицей является Trompettersteeg, проходящая кварталом южнее Аудекерк - её ширина почти на всем протяжении не превышает 1 метра.

К одному из каналов шли целенаправленно, точнее, к цветочному рыночку около него Singel 610-616. Цветы на этом месте продавались с XVII века, когда торговцы на лодках продавали цветы, плавая вдоль городских улиц. Магазины расположены на баржах вдоль набережной. До 1960-х годов на рынке почти не продавались срезанные цветы. Одним из самых известных символов Голландии является тюльпан, в апреле в пригороде Амстердаме проходит торжественное открытие парка Кеукенхоф. Но и в другие сезоны туристы мечтают купить луковицы настоящих голландских тюльпанов.

Кроме тюльпанов и других цветов, на рынке множество сувенирной продукции - Аналогичная по городу стоила дороже, когда потом сравнивали. Поэтому запасайтесь тут керамическими кломпами, кружками, тарелками с мельницами и просто магнитиками, самый большой выбор здесь. И не надо потом тратить время на поиски, сразу выполнить программу покупок - "привет из Амстердама".

Тюльпаны и Голландия закрепились воедино, став символом страны. Но родиной тюльпанов является Казахстан. В Голландии никогда не было и не найдете дикорастущих тюльпанов. Дикие тюльпаны из степей Казахстана являются прародителями всех садовых тюльпанов мира. Сначала цветы из Казахстана попали на глаза турецкому султану, понравился ему и стали культивироваться в его садах, где их называли "лале". Тюльпаны для Голландии стали удачным "бизнес-проектом", где занялись их селекцией в средних века, когда были завезены туда.

Смотритель ботанического сада в городе Лейдене Шарль де Леклюз, на латинский лад - Карол Клузиус, занимался лечебными травами и заинтересовался луковицами цветов, которые прислал ему посол Оттоманской империи Де Бусбек. В записке, приложенной к луковицам, было сказано, что тюльпан - "символ любви Аллаха к верующим". Клюзиус высадил луковицы в небольшом садике. Пару луковиц подарил своему зеленщику, тот их пожарил как картошку и съел. А так, он не продавал ни тюльпаны, ни луковицы, сколько бы ему за них ни предлагали. Люди стали подозревать, что он дрожит над чем-то очень драгоценным. Тюльпаны начал воровать. Клюзиус в результате полностью разочаровался - не в людях, в тюльпанах, и перестал ими заниматься. Но они уже появились в садиках людей.

В Голландии тюльпаны были доступны только знати и стали самыми дорогими цветами в истории. Экскурсоводы в Амстердаме обязательно показывают туристам большой дом в центре города, который был куплен по цене трёх луковиц тюльпанов. Каждый, у кого было достаточно денег, покупал себе тюльпан - это было самым простым способом причислить себя к знати. А если удавалось быстро перепродать цветок, можно было легко разбогатеть. Пасторы читали проповеди о тюльпаномании, правительство пыталось издавать законы, чтобы как-то ее обуздать. Оборот тюльпанового рынка за четыре года 1633.1637, составил не менее 40 миллионов гульденов. Для сравнения: сумма депозитов крупнейшего банка Амстердама в те же годы - около 3,5 миллиона, капитализация богатейшей Ост-Индской компании по торговле с колониями - 6,5 миллиона. В 1630-ом моряка бросают в голландскую тюрьму за "кражу в особо крупных размерах". Он съел луковицу одного из самых дорогих в то время сортов тюльпана - Semper Augustus. Осужденный перепутал головку ценой 3000 гульденов с обычным луком. Картина 1640 года, где высмеиваются глупые спекулянты, забросившие свои ремесленные лавки, фермы и в погоне за легкими деньгами, добровольно падают в пучину моря. Историки говорят о бубонной чуме в то время, вымерло до трети населения. Голландцы знали, что каждый день может быть последним и потому легко шли на риск. Окончательно прекратилась эта мания, когда начали распространяться английские сады и сорта других новых цветов.

Все садовые тюльпаны имеют прародителями тюльпан Грейга (назван в честь Самуила Грейга - президента российского общества садоводов) и тюльпан Кауфмана. К линии Грейга относятся все красноватые сорта - бордовые, пурпурные, черные, фиолетовые. К линии Кауфмана - белые, желтые, светло-желтые, лимонные, оранжевые с остренькими лепестками. В Голландии, где эти цветы выращивают в промышленных масштабах, о происхождении уже мало кто знает.

Что мы все про тюльпаны, да тюльпаны. Знаете ли вы, что тут выращивается больше репчатого лука, чем в любой другой стране мира. Четверть мировых объемов томатов экспортируется из Нидерландов. Считается, что в Нидерландах самая здоровая и качественная еда в мире. А названия многих каналов Амстердама являются названиями сортов цветов. Например, канал Эгелантирсграхт назван в честь розы-эглантерии, или просто шиповника.

На противоположной стороне за Цветочным рынком стоит Пороховая башня. Свое название старинная башня получила только в 1672 г., в так называемом Году бедствий, когда большая часть страны оказалась захваченной врагами, перевозить золото и серебро в далекие монетные дворы стало опасным. И монетный двор, срочно переведенный в Амстердам из Дордрехта и Энхойзена, временно разместили в башне. Тогда - в 1672 г., когда на Нидерланды напали Англия и Франция, голландцы успели открыть Мюйденские шлюзы, и вода затопила низинные земли вокруг Амстердама, но Кольцо каналов не дало затопить сам город. Вода остановила продвижение французской армии, Амстердам превратился в остров и был спасен.

Вначале было две башни и большое караульное помещение, были частью главных городских ворот. После пожара 1618 года уцелела только часть западной башни и караулка. Башня была надстроена в 1620 году в стиле Ренессанс: теперь ее венчают восьмиугольная башенка с часами и ажурный шпиль. На башне есть карильон из 38 колоколов, который звонит каждую четверть часа, а по субботам можно услышать, как на колоколах играет звонарь башни.

Опять вдоль по Питерск.. - кстати, питерские каналы напоминают местами, идем дальше наслаждаться каналами и Амстердамом.

Идти быстро при всем желании не получается. Хочется и то, и то разглядеть, сфотографировать, а движешься в плотном потоке туристов по очень узкому тротуару, еще и заставленному столиками от ресторанов. Чтобы подойти к парапету самого канала, а это сделать хочется часто, надо без конца "спецоперацию" проводить: суметь перебежать мостовую между непрекращающимся движением велосипедистов и машин. В центре Амстердама отсутствуют специальные велосипедные дорожки, едет весь транспорт и велосипеды вместе, что создает, мягко говоря, травмоопасную обстановку на дорогах. Неспроста сказано, "кто в Амстердаме водит машину - стоит одной ногой в тюрьме". На велосипеды жители Амстердама пересели после войны, когда разразился кризис, и не было денег на бензин и машины. Старинный город был совершенно не приспособлен под тысячи-тысяч велосипедов. Когда за один год в велосипедных ДТП погибло 400 детей, прошли массовые манифестации, и по всему Амстердаму создали велосипедные дорожки. Теперь благодаря своему двухколёсному увлечению нидерландцы - одна из самых здоровых наций в мире.

Перебежав дорогу, надо протиснуться к ограде канала, потом выбраться назад, не уронив прислоненные велосипеды. И это надо сделать туда и обратно. Идти непосредственно вдоль каналов невозможно. Их подходы заняты стоянками машин и велосипедов, никакой дорожки-тротуара непосредственно над самим каналом вообще не предусмотрено. Вот и бегаешь туда-обратно. Даже все мостики уставлены велосипедами, мопедами. Как там в наших правилах, "остановка на мосту запрещена"? Только не в Амстердаме.

Один из самых известных каналов Амстердама -Херенграхт ("Господский канал" или Патрицианский). Назван в честь руководивших городом в XVI-XVII вв. представителей самых богатых и знатных голландских семей-регентов. По его берегам находятся 2-3 этажные фешенебельные - для тех веков, дома с внутренними двориками. Потому канал еще называется "Золотая излучина".

Каналы регулярно чистят, их глубина три метра. Голландцы шутят: у нас там метр воды, метр грязи и метр велосипедов. Потому что ненужные, старые велосипеды просто кидают в воду.

В далеком средневековье дома были деревянными и за треугольные навершия крыш их называли .носики.. После пожаров в 1421 и 1452 годах стали строить дома из кирпича. В начале 17 века строили .ступенчатые. фасады, а затем появились фасады .колокол., .грифон. и .карниз.. Из-за дороговизны насыпной земли и высоких налогов на ширину фасадов, дома-квартиры в Амстердаме стали башнеобразными с одной комнатой на каждом этаже и почти отвесными лестницами между ними. Один из распространенных занятий у туристов, поиск самых узких домов над каналами.

Увидели парадное, откуда рабочие выносили строительный мусор. Если кому захочется поселиться в центре города, то нельзя будет просто купить квартиру, придется покупать весь дом или даже несколько рядом стоящих. И очень сильно вложиться в ремонт, дома же на воде стоят. А поднимать тяжелые грузы придется как в старину, с помощью блочной системы по внешней стороне здания, чтобы не повредить стены и окна, потому что лестницы домов Амстердама слишком узки. Вот для чего у каждого дома наверху балка с крюком. Раньше хозяйки, придя с базара, тяжелые корзины так же на веревках затаскивали.

Говорят, сейчас голландцы не любят внешнего блеска. Даже их миллионеры живут в небросающихся в глаза домах и стараются не выставлять свой достаток напоказ, в отличие от наших нуворишей. Поэтому в плотном потоке велосипедистов, могут быть люди, как бедные, так и с высоким достатком. Им так удобнее и практичнее передвигаться. Уж практичность просто в крови местных жителей.

С данного моста увидели одновременно самое большое количество корабликов, приспособленных под постоянное жилье. Это так называемые воонботы - "жилые квартиры на воде". Их в городе 2,5 тысячи, есть даже плавучий приют кошек на канале Singel 38 - G 1015. История лодки для котов берет свое начало в 1966 году, когда добрая женщина Генриетта нашла под деревом кошку с котятами. Потом еще.., и женщине по прозвищу "Мадам-кошка" пришлось приобрести для них баржу.

По закону, у каждой должен быть почтовый адрес, и она должна быть подключена к городской электросети. На крышах плавучих домов зеленые газоны.

И при возможности устраивают мини-садики.

Город появился на свет благодаря человеческому труду и инженерной смекалке, но затем свою роль сыграло время. Деревянные сваи гнили в топкой воде местных болот. "Неясно как следует называть эту территорию -землей или водой" -Тацит. Аккуратные домишки, теряя опору, осели и начали заваливаться набок. Возможно, город мог пропасть совсем "в пучине вод", если бы не сверхплотная застройка. Еще крепкие дома-соседи поддержали готовых свалиться товарищей. Так налог на ширину фасада, сумел сохранить Амстедам. С тех пор так и стоят, накренившись, целые улицы и кварталы.

На фасадах и там и тут "gevelstenen" - резные и раскрашенные камни с различными символами или эмблемами. В прошлом эти камни-знаки помогали идентифицировать различные магазины. Так у мясника была своя вывеска. У рыбака своя. У мельника тоже. Даже производители этих камней имели свою вывеску. Во времена Луи Бонапарта, провозглашенного королем Голландии в 1806 году, ввели традиционную систему нумерации. Но камни, которых около 600 в городе, по-прежнему на месте.

На Кайзерграхте, в доме ≤317 останавливался Пётр Первый во время своего официального визита в Голландию 1716-1717. Это было не первое его посещение Голландии, самый первый раз он путешествовал в составе Великого посольства инкогнито. Тогда он жил в Заандаме в деревянном домике кузнеца Геррита Кирста, ранее работавшего в России и был знаком с Петром Первым в Архангельске на судостроительных верфях. Домик для сохранности поместили в каменный футляр для того, чтобы сохранить строение. В восточной части Атсрердама находится улица названная в честь русского царя Петра I. Здесь же есть мельница, построенная, по легенде, в то время, когда Петр гостил в Амстердаме.

В витрине магазина спокойно спит кошечка. Что тут удивительного? Только то, что по историческим меркам недавно, в Амстердаме в 1555 год объявили колдуньей Майн Корнелиус из Роермона, и приговорили к сожжению после признания в том, что она заключила сговор с кошками, и те приходили к ней в дом танцевать. Темные люди того времени воспринимали как истину, самые невероятные истории, которые усиливали их страх и разжигали ненависть к кошкам. В средние века кошек объявили "вне закона", их не стало в городах. В музее Эрмитаж с Петербурге хранится по-настоящему уникальный рисунок 1661 года - "Подлинный портрет кота великого князя Московии". На нем серьезное кошачье лицо крупным планом, запечатленное с натуры голландским художником Фредериком Мушероном. Чуть позже рисованного, в России появился кот Василий, любимый котик Петра Великого. Этот Василий якобы был привезен царем из Голландии. Либо, по другой версии, его подарили Петру I голландские купцы.

(изменить)Массивное здание в форме огромного зеленого корабля расположилось недалеко от главного вокзала, у реки Эй. Каждый этаж музея Nemo посвящен различным отраслям науки, начиная от традиционной физики и химии, и заканчивая нейробиологией и молекулярными технологиями. В музее есть несколько лабораторий, где можно самостоятельно поставить несколько простых опытов, да и в целом весь музей очень контактный, поэтому скучать не придется.

Перейдя по мостику к Северной церкви, чтобы получше ее разглядеть, за углом увидели большую толпу, стоящую в очереди в музей Анны Франк, еврейской девочки, которая пряталась на чердаке своего дома во время фашистской оккупации города и вела дневник, рассказывая обо всем, что она переживает каждый день.

Евреев в Амстердаме до Второй мировой войны проживало 90 тысяч, после нее всего 5 тысяч. В XVII веке, когда Голландия обрела независимость от Испании, гонимые евреи-сефарды искали новое место жительства. В 1593 году группа марранов прибыла в Амстердам после того, как им было отказано во въезде в Мидделбург и Гарлем. Образовалась еврейская община. После этого туда устремился поток марранов из Антверпена. Район, в котором селились евреи, стал называться Йоденбюртом. К слову, там же доживал свои последние годы разорившийся Рембрандт. Так как приезжих евреев не принимали в уже существующие гильдии, они создали свою, которой раньше не существовало - гильдию по работе с драгоценными камнями. Начало бриллиантовому бизнесу положили бразильские алмазы. Лёгкие кредиты и хорошая банковская система вывела голландцев в монополистов на рудники в Южной Америке, а потом и в Южной Африке. Даже сегодня в ЮАР говорят на африкаанс - разновидности голландского языка. Постепенно еврейская гильдия "по работе с камнями", прибрала алмазный бизнес в свои руки. Они и сейчас ворочают миром "камней".

Под музеем Анны Франк кроме туристических катеров, можно узреть такой Vip-прогулочный катер. На нем не только с ветерком прокатят, а еще накормят и напоят. Нанимают катерок, пьют, едят и наслаждаются городом. Прекрасное времяпровождение, в прекрасном городе. Первый круиз по амстердамским каналам в 1621 году совершила королева Богемии Елизавета Стюарт при посещении Амстердама. И тогда в честь ее приезда на каналах устроили праздник с красиво украшенными адмиралтейскими катерами. С тех пор приглашать на прогулочные катера королевских особ и других важных персон стало в Амстердаме традицией. Множество знаменитостей осматривали город с корабликов - Черчилль, Нельсон Мандела, группа Битлз. Прогулка на лодочке по каналам были нами выполнены, как обязательная программа, еще в Брюгге, и больше в планы не входила. Но в Амстердаме есть другой аттракцион, о котором туристы практически не знают и не пользуются. А зря. Прогулке по каналам есть совершенно бесплатная альтернатива: городские паромы по реке. О них ниже, где описание жд вокзала.

На колокольне Северной церкви герб Амстердама с тремя крестами. Это три креста Святого Андрея и обозначают доблесть, твёрдость, и милосердие. Есть бытовая трактовка крестов, таким крестом голландцы как бы зачеркивали, запрещали появление в городе трех напастей от которых веками страдали - чумы, голода и войн. В Амтердаме не заморачивались с названиями храмов. Главные названы - северная, южная, западная и восточная. Просто и понятно ее местоположение.

На каналом стоит Вестеркерк, где будущая королева Беатрикс сочеталась браком с принцем Клаусом. Многие сотни лет корона Вестеркерк была синего цвета, пока в 1906 г., в связи с празднованием 300-летия со дня рождения Рембрандта, ее не перекрасили в золотисто-желтую. Ровно 100 лет корона сияла позолотой, чтобы в 2006 г. вернуть себе свой родной цвет индиго. Говорят, колокольню храма до сих пор использует пожарная команда города в качестве смотровой вышки.

Когда случается погожий денек, то ни один истинный житель Амстердама не пропускает возможности поймать солнечных лучиков. И не надо куда-то на пляж ехать для этого, загорают прямо на тротуаре.

За каналом от центрального вокзала, стоит самый пышный храм города. Он посвящен покровителю моряков, купцов, путешественников и собственно Амстердама - святому Николаю Мирликийскому, чьё скульптурное изображение можно увидеть в нише на фронтоне церкви. Роскошный барочный интерьер Церкви святого Николая резко контрастирует с внутренним убранством всех остальных храмов города.

Недалеко от вокзала в районе Вален популярное в Амстердаме место для туристов, и не только для туристов- квартал "Красных фонарей". Ожидалось увидеть квартал в виде "квартала", то есть обособленной части города. Поэтому самое удивление было не от самих "красных фонарей", а то, что по совместительству, это просто жилой район города. Потому обыкновенные жители вынуждены дистанцироваться от профиля квартала. Просят, не докучать заглядыванием в их нормальные квартиры, отойти на 2 м от дома.

Интересно происхождение самих красных фонарей, теперь это красные неоновые лампы. Сколько времени существуют портовые города, столько матросы, сошедшие на бере, ищут платное "женское общество". Моряки в поисках доступных женщин, зачастую путали обычных благопристойных дам, которые прогуливались по набережным, с женщинами лёгкого поведения. Для обозначения своей профессии от доступных женщин стали требовали выходить "на работу" с красными фонарями и в отдельно отведенном им месте. Сами улочки непримечательны, серые стены домов с выходящими на них коморками "работниц профсоюза" этого квартала. Да, они имеют свой профсоюз, платят налоги и охраняются. Инвалидам государство выделяет деньги на услуги "работниц" - двухразовое посещение в месяц.

Читала до поездки, что Oude Kerk стоит в центре квартала "красных фонарей". Но что он будет почти впритык к будуарам "жриц любви", не ожидала. Такое соседство не идет на пользу храму. 800-летняя церковь построена в 1306 г., потому является старейшим зданием в Амстердаме, внутри музей, три органа, под могильными плитами жена и сын Рембрандта и сотни известных особ Амстердама. Тогдашний Амстердам - это небольшой рыбацкий поселок Амстеледамме, и люди приходили в церковь не только для молитвы. Рыбаки во дворе сушили и чинили сети, купцы говорили о делах, а простые горожане приходили пообщаться друг с другом и обменяться последними новостями. Потому церковь получила прозвище "Амстердамская гостиная". Внутри самый большой деревянный свод в Европе, и полагают, что благодаря ему, тут самая лучшая акустика. Из находящихся 4 органов самый большой, знаменитый Vater-Muller, имеет мировую известность и по сей день считается лучшим в Европе. Есть и великолепный карийон 17 столетия, созданный бельгийским мастером Франсуа Эмони.

85-метровая колокольня является самой высокой башней в Амстердаме. Народ дал ей за высоту прозвище "Длинный Ян". На колокольне церкви старейший колокол Амстердама, отлитый в 1565 году и с тех пор не покидавший колокольни собора.

На выходе из "красного" квартала на мостике забавная скульптурная композиция. Это памятник Гербранду Бредеро (1585-1618), голландскому поэту и драматургу. Скульптор Пит Эссер воплотил в бронзе эпизод из произведения "Испанский Брабандер". В этом романе главный герой, мошенник Джеролимо, ведет беседу с женщиной легкого поведения. Для квартала Красных фонарей эта сценка очень подходящая.

Наискосок от Oude Kerk на площади Nieuwmarkt, рассекающей пополам канал Kloveniersburgwal, стоит одно из старейших из нерелигиозных зданий города - здание весов Ваахайс- Waag (Nieuwmarkt 4. Waag. Это старейшие уцелевшие городские ворота, построенные в 1488 году. Здесь проводились публичные экзекуции и осужденные ожидали своего жребия в "маленькой комнате висельников". В 1617 году здание стало общественным весовым домом, где крестьяне взвешивали свою продукцию и уплачивали соответствующую плату. За всю историю существования здания в разное время здесь также размещались цеховой дом, музей, пожарная станция и анатомический театр. Изначально это здание называлось воротами святого Антония, они являлись частью городских стен Амстердама, которые были возведены в 1481-1494 годах. В 1617-1618 годах здание стало использоваться в качестве палаты весов, где крестьяне взвешивали свою продукцию и уплачивали соответствующую плату. Появление весовых связано с установлением международных стандартов мер и весов. Контроль веса товаров осуществляли местные власти. Они же использовали эти данные для обложения налогами товаров, которые продавались в пределах города или провозились через него. Верхние этажи заняло несколько гильдий - цирюльники, кузнецы, художники, каменщики. У каждой гильдии был собственный вход в здание через небольшие ворота, над которыми до сих пор сохранились эмблемы каждой из них. В 1690-1691 годах палата весов получила свой нынешний облик, когда было построено куполообразное помещение, увенчанное по центру башней. К этому же периоду относится интерьер. В XIX веке здание использовалось в разное время в качестве пожарной станции и муниципального архива, в XX веке здание стало домом для нескольких музеев. Сейчас в здании Ваахайс находится Общество весовых, научная организация, занимающаяся исследованием информационных и коммуникационных технологий в социальной и культурной сфере.

К вокзалу в первый день вышли не через Дамрак, а сбоку. При подходе к вокзалу больше всего поражает огромная парковка под велосипеды. Только эта трехэтажная плавучая конструкция вмещает более 2 тысяч, а сколько еще по набережной стоят. В Амстердаме нет ни одной бесплатной парковки. Отдел полиции, отвечающий за парковку, единственный имеет бронированные стекла, так как были случаи когда разгневанные автомобилисты были очень "недовольны" блокираторами на колесах. И очень интересно, как можно вытащить свой единичный велик из этой "кучи-мала"?

Туристы или прибывают на центральный вокзал, или в походе по центру завернут к нему, чтобы полюбоваться прекрасным зданием. Построен в 1889 году и использовалось поначалу в качестве грузовой станции по перевозке грузов. Проектировал его известный в те времена архитектор П.И.Х. Кауперс, построивший также здание Государственного музея. Интересный факт, что в Токио японцы построили копию этого вокзала. Фундамент вокзала стоит на 8 687 деревянных сваях. Внутри только центральный вестибюль имеет исторические черты, все остальное ультрасовременное.

Рассмотрите башни вокзала. На правой нормальные уличные часы, на левой ... что? то же часы, но какие-то странные... Оказывается, это устройство показывает силу ветра.

После осмотра жд вокзала, обойдя здание слева - если к центральному фасаду лицом стоять, по подземному переходу выход к набережной. Вначале о приятной неожиданности в самом переходе. Стены, как водиться в городских переходах, облицованы плиткой. Но здесь она еще и покрыта рисунками на морскую тематику. Вздымается в шторм девятый вал.

Старинный корабль борется со стихией. И просто морские просторы.

Существует предание, согласно которому настанет срок - и Голландия кораблем-скитальцем оторвется от материка, ибо Господь Бог так и не смирится с тем, что ее жители отняли у него эксклюзивное право по собственному усмотрению создавать землю. Наверное, поэтому голландцам, вечно носящим в груди ощущение зыбкости почвы, нет равных среди мореходов. Странно сочетая в себе крайности, присноязычный голландский практицизм и анархичное свободолюбие, сушу и воду.

Пройдя на другую сторону жд вокзала, оказываемся на пристани с бесплатными паромами. Все они перевозят пассажиров через реку IJ по 3 направлениям. Самый короткий маршрут займет всего три минуты. На нем можно доехать до музея Eye. А самый длинный довезет до бывших верфей NSDM. NSDM состоит из старых неработающих верфей и фабрик, которые были переоборудованы местными художниками в арт-пространства. Тут разместился целый арт-город в индустриальном стиле.

В экономическом расцвете Амстердама в древние века замешана и легендарная селедка. Первый период расцвета Амстердама приходится на 1385 г., когда был найден способ консервирования сельди и начался ее экспорт далеко за пределы Голландии. Консервированная бочковая селедка сыграла важную роль в организации дальних плаваний: до этого продуктом длительного хранения были только солонина и сушеная капуста, которые не часто портились при путешествии кораблей в теплых морях. Секрет засолки этой рыбы был известен долгое время только им, поэтому вывоз селедки на продажу в другие страны приносил государству немалую прибыль. Именно тогда сложилась поговорка, что Амстердам построен на хребте селедки.

Проплывали мимо "водных", морских районов города, до которых вряд ли бы сами дошли. Страна, на треть состоящая из воды, своим процветанием и постоянством, историей и культурой и даже самим существованием обязана морю. В конце 20 века Амстердам занялся перестройкой портовых районов. Одно из новых зданий города - Музей Кино с говорящим названием Eye -- работа австрийского бюро Delugan Meissl. В нем четыре кинозала и архив с 40 тысячами кинолент. Рядом 22-этажная A'DAM башня на острове IJ.

Здание-арка в виде буквы "П" над водой.

На берегу, куда причалил паром, старые портовые сооружения раскрасили. И теперь они приспособлены под арт-площадки, магазины и пивбары. А когда-то в 1323 году правитель Нидерландов построил первый порт для удобства импорта пива. Можно считать круг замкнулся, пиво снова здесь льется рекой.

Два старинных корабля переоборудованы в рестораны. Ужин на рейде, это очень по-амстердамски.

Ступая на борт - ресторана, как минимум себя морским путешественником ощущаешь. История Нидерландов, это история морских походов, ее великих адмиралов Пита Хайна, Мартина Тромпа, Мишеля Де Раутера. Ну, вот и мы потопчем палубу.

Из иллюминатора ресторана вид, как из отплывающего от берега корабля. Сразу вспоминаются и знаменитый "Летучий Голландец", и отважные мореходы могущественной торговой Ост-Индской компании, суровая романтика китобоев, происки флибустьеров и опасности столкновения с пиратами.

Ужин на рейде, плещущаяся вода за бортом, стук подошв по палубе. "Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного" -сказал Лао Цзы. Вода закалила голландцев, выработала их характер и они возвели необыкновенный город на мистических островах суши, которые возникли по их воле и благодаря их труду. "Амстердам - это органный звук, застывший над водой".

Продолжение рассказа..