WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Юго-Восточная Азия : Сами с усами: самостоятельное путешествие по Юго-Восточной Азии (часть I)



Сами с усами: самостоятельное путешествие по Юго-Восточной Азии (часть I)

Пролог
Краткость - сестра таланта, - это, похоже, сказано не про меня. Так что прошу Вас запастись терпением, приступая к изучению сего труда нескольких бессонных ночей. Я искренне надеюсь, что изложенная ниже информация поможет кому-то из Вас спланировать свое путешествие, и Вы сможете избежать тех ошибок, что совершили мы - я и мой друг Сергей. Удачи и приятного времяпрепровождения!

Итак.
Наше третье путешествие в Тайланд началось задолго до самой поездки. В этот раз мы решили обойтись без посредников в виде туристических агентств. Исключение составил лишь "пакет дикаря", который мы приобрели в "ITM group" за 575 долларов, куда вошли билет до Бангкока и обратно, тайская виза и сим-карта тайского сотового оператора.

До Бангкока решили лететь "Туркменскими авиалиниями". Это был самый дешевый вариант перелета, у которого, несмотря на промежуточную посадку в Ашхабаде, тем не менее, было одно, но существенное преимущество перед российскими перевозчиками - время прилета/вылета в/из Бангкока. Определившись с датами отпуска (с 24 ноября по 9 декабря 2006 года), составили примерный маршрут, после чего стали скрупулезно собирать информацию в Интернете, в частности на форумах Винского и avia.ru. В процессе ее сбора, маршрут стал меняться и непосредственно перед самым бронированием перелетов-переездов и гостиниц он выглядел так: Пхукет (25 ноября - 1 декабря, отель "Royal Paradise") - Лангкави (1 - 5 декабря, отель "Aseania Resort") - Сингапур (6 - 8 декабря, отель "Fragrance Selegie Hotel"), что вместе с перелетом до Бангкока обошлось в 1065 долларов. Единственная заминка возникла на сайте малазийских железных дорог, когда я бронировал переезд из Куала-Лумпура в Сингапур. Заполняя стандартную форму, с удивлением не обнаружил Russia в графе "Гражданство", а без этого заказ не проходил. Пришлось просматривать весь список стран, в самом конце которого было обнаружено незабвенное Union of Soviet.

Про аэропорт Ашхабада, по сути, никакой полезной информации для себя мы не обнаружили. Транзитный зал очень мал и отличается на редкость аскетичным интерьером, - вот, собственно, и все, что нам удалось узнать. А, больше, как оказалось, и писать про Ашхабадский аэропорт нечего. Ну, разве что, в транзитной зоне есть бар и некое подобие "дьюти-фри", где продаются (а продаются ли вообще? Оба раза лавочка была закрыта) ковры, хранящие в себе вековой налет пыли, тюбетейки и национальные туркменские костюмы. Регистрация на рейс - курам на смех. Нам просто выдали посадочный талон, где от руки было написано направление - БКК и место. Борт на Бангкок был полон под завязку. В самолете было много иностранцев, причем летели они именно из Ашхабада (что они там делали, спрашивается). Оказывается, не только наши туристы знают, как весело скоротать длительный перелет, американцы (не знаю почему, но мне показалось, что это были именно американцы) весь полет громко болтали, пили все, что можно только пить, пытались знакомиться с девушками. Кто-то из пассажиров не выдержав, закурил в туалете, в результате чего сработала пожарная сигнализация. Стюардессы бились с ней несколько минут, однако сирена замолчала лишь после того, как сигнализацию отключили вовсе. Спасибо капитану, что он продолжил полет, ведь он имел полное право совершить экстренную посадку.

Аэропорт Бангкока производит смешанное впечатление. Огромный (нет - ОГРОМЕННЫЙ!), подсвеченный терминал снаружи выглядит завораживающе, но вот внутри невооруженным глазом видно, что здание главных воздушных ворот Тайланда сдавалась в спешке. Прямо как в "лучших" традициях советских пятилеток. Отделки как таковой почти нет. А потому порой возникает ощущение, что ты находишься в пусть и высокотехнологичном, но подземелье. Бетонные конструкции не покрашены (этот унылый серый цвет!), потолки по большей части представляют собой стальные решетки, где, судя по обилию паутины, местные пауки чувствуют себя довольно вольготно. Сергей, правда, со мной не согласился, выдвинув гипотезу, что это такой "оригинальный" проект. Первый туалет на тайской земле встретил нас табличкой "Closed", второй - настоящим потопом. Поскольку на обратном пути нас ожидала стыковка из Сингапура, мы провели быструю разведку на местности. Около выходов к секторам "В" и "С" нами были обнаружены стойки регистрации почти всех крупных мировых авиакомпаний, в том числе "Turkmenistan Airlines", "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" (она же "S7 Airlines") и других. Благодаря многочисленным указателям, заблудиться в аэропорту невозможно, но чтобы получить хотя бы примерное представление о том, что где находится возьмите бесплатную схему аэропорта, стойки с которыми располагаются едва ли не на каждом шагу.

Пройдя паспортный контроль, мы не обнаружили нашего рейса на табло прилета. Пришлось поиграть в игру "Где наш багаж?", которая завершилась через пять минут у багажной карусели номер 9. До рейса на Пхукет у нас оставалось около трех часов, поэтому мы со спокойной совестью прогулялись по терминалу. При том, что почти все кафешки формально работали, почти весь их персонал мирно спал на рабочих местах (местное время было 4 часа утра). Аналогичная картина - в обменниках. Растолкав одного такого вот "работника", мы поменяли 100 долларов по курсу $1 = 35,78 бат. Это был самый низкий курс за неделю нашего пребывания в Тайланде, в основном доллары мы меняли по курсу 36,06 - 36,6 бат за одну "зеленую" единицу.

Рейс Бангкок - Пхукет, авиакомпания One-Two-Go (Oriental Thai Airlines). Зарегистрировались быстро и без проблем. Предъявив на регистрации подтверждение о бронировании, получили посадочные талоны с указанием места, что стало полной неожиданностью, ведь авиакомпания бюджетная. Самолет MD82 - старенький, судя по виду, но кресла очень удобные, ничего подобного у наших авиакомпаний мы не встречали, хотя летали и на "Боингах" (737, 747, 757, 767), и на "Эйрбасах" (319). В 7.15 утра наш самолет, заполненный процентов на 30, оторвался от ВПП и взял курс на Пхукет. Европейских пассажиров явное меньшинство, хотя впереди сидели "наши" туристы - с ашхабадского рейса. Во время полета раздали пакетик орешков и напитки (чай, кофе, пепси, вода - на выбор). Мелочь, а приятно.

Во время посадки, лайнер с первого раза "не зацепился" за полосу и "подпрыгнул". В моей полетной практике такое было впервые, и, признаться, ощущение было довольно необычное, - скорее, приятное. На прощание последовал стандартный спич: "Надеемся, что полет был приятным", закончившийся не стандартным "Спасибо, что выбрали нашу авиакомпанию, а не "Air Asia"". Не успели мы войти в здание аэровокзала, как тут же стали выдавать багаж. Прошло не более пяти минут, - с такой оперативностью мы еще не сталкивались.

До отеля доехали на микроавтобусе за 150 бат с человека. Цены у таксистов фиксированные и у всех одинаковые, так что тратить время на поиски более дешевого перевозчика не имеет смысла. Такси до Патонга стоит 550 бат, так что если ехать вчетвером, то цена в итоге окажется даже меньше, чем в микроавтобусе. 40 километров ехали долго - более часа. В пути водитель остановился около своего агентства, где у нас проверили билеты, и поинтересовались, куда, собственно, мы едем - в какой отель. "Royal Paradise", несмотря на солидный возраст основного здания, до сих пор является самым высоким зданием на Пхукете. Гостиница снаружи (и, что еще более важно, изнутри) выглядит вполне солидно и полностью отвечает заявленным трем звездам (второй, новый корпус, носящий название "Royal Wing" тянет на "четверку").

На ресепшн нас уже ждали. Заполнив анкету, мы получили ключи от 911-го номера - на 9-м этаже. Лифты в гостинице панорамные, так что насладиться видом на бухту и ее окрестности мы смогли буквально с первой минуты. В отеле есть смотровая площадка на 25-м этаже, куда мы решили подняться вечером. Номер - стандартный: две больших кровати, тумбочки, минибар, кресла, стул, минидиван, журнальный столик, встроенный шкаф с сейфом (сейф платный - 50 бат в сутки, сейф на ресепшн бесплатный), фен, телевизор, чайник. Ванная комната в хорошем состоянии. Сантехника не течет, вода горячая и холодная, напор нормальный. Ежедневно каждому гостю полагается полулитровая бутылка воды, чай, кофе. Вид с балкона на бассейн и новое крыло. Расположения отеля очень удобное. В шаговой доступности находятся магазины, сувенирные и фруктовые лавки, пункты обмена валюты. Цены довольно демократичные, хотя все несколько дороже, чем в Паттайе - сравнение Пхукета с этим курортом, где мы были два раза, неизбежно.

До улицы Bangla Road, местного аналога паттайской Walking Street, идти пять минут. По ней можно дойти и до пляжа (еще минут 5-7). Пляж чистый и, по сравнению, опять же, с Паттайей, нет ощущения "давки". Прибрежная полоса широкая, народ играет в пляжный волейбол и - самое важное - нет облезлых собак, которые на Джомтьене без зазрения совести справляют малую и большую нужду прямо в песок. Ну а те, что есть, все-таки воспитаннее своих четвероногих товарищей, и максимум, что они себе позволяют - окунуться на пару минут в воду. Так что риск вляпаться в каку практически сведен к нулю. Такса за пользование лежаком составляет 100 бат в сутки, но это, учитывая обстоятельства, нормальная цена. Все лежаки пластиковые, в отличном состоянии (в Паттайе такие лежаки стоят только около бассейнов в отелях), хозяин лежака постоянно стряхивает с него вездесущий мелкий песок и поправляет зонт, прикрывая тела отдыхающих от солнца. Торговцы на пляже не такие назойливые, вообще на Пхукете обстановка более спокойная, располагающая к ленивому времяпрепровождению. Любителям "потусить", впрочем, есть где и чем себя любимого занять. Многочисленные бары и клубы открывают свои двери едва только начинает смеркаться, а некоторые вообще работают круглосуточно. Так что если вы предпочитаете "зажигать" на дискотеке, то без дела не останетесь.

Вечером самой актуальной темой для нас стал вопрос: где поужинать? Под истошные вопли боксеров, приглашающих зрителей на тайский бокс в "Bangla Stadium", мы обошли десятки заведений с похожим как братья-близнецы меню и одинаковыми, в принципе, ценами. Еще одна особенность Пхукета - столики сервируют в основном на открытом воздухе или на веранде, где установлены вентиляторы. Хотя попадаются и довольно пафосные заведения с нереальными, на наш взгляд, ценами. Как правило, такие рестораны зазывают русских туристов, которых на острове в процентном соотношении с европейцами, американцами, корейцами и японцами явное меньшинство, гигантскими вывесками "Русская кухня", "Меню на русском языке" и так далее. Так что, завидев что-то "русское", не спешите радоваться. Посмотрите меню, ознакомьтесь с ценами, и если последние покажутся вам высокими, вы запросто можете извиниться и найти более подходящее вашему бюджету заведение. Зачастую, оно находится по-соседству. Вечером на Bangla Road не протолкнуться. Народу здесь не меньше (а может и больше), чем на Walking Street. Здесь же находится торговый центр "Ocean Shopping", где продаются вещи известных брэндов. Ассортимент не очень богатый, но вещи действительно хорошие и дешевле, чем в Москве.

Купив ананас (40 бат, очищенный и разрезанный на дольки), мы возвращались в отель по улице с замысловатым названием Soi Rat u Thin 200 Pee 1, которая переходит в один из переулков, упирающихся в "Royal Wing". Хм, вот, что имели в виду некоторые рецензенты, которые писали, что "Royal Paradise" находится в гей-квартале. Тут действительно все заведения - от ресторанчиков до массажных салонов - рассчитаны на определенную публику, однако никто не хватает тебя за руку, не строит глазки и не кричит дурным голосом, как это бывает, когда проходишь мимо какого-нибудь Go-Go бара. Через несколько дней, правда, я узнал, что Сергея, который шел чуть позади, кто-то все-таки пытался затащить в гей-бар, схватив за руку, чем нанес ему непоправимую психологическую травму. Больше по тому переулку по вечерам мы не ходили. По виду заведений можно понять, где дела идут хорошо, а где не очень, а около самого отеля собралась группа в "желтых купальниках" - транссексуалы в желтых костюмах с крыльями, перьями, блестками и прочими атрибутами. Внешний вид "девочек" (я не имею в виду костюмы) довольно плачевный. Возможно, кто-то из них когда-то и выступал в большом шоу типа "Альказар" или "Тиффани", куда организованно водят туристов, но теперь, когда лучшие годы остались позади, они вынуждены зарабатывать на жизнь в таком вот затрапезном заведении с обшарпанными стенами. Почти у всех, несмотря на дежурную улыбку, обнажающую все 33 зуба, на лицах читается усталость и отрешенность, у многих видны следы неудачных пластических операций.

На следующее утро мы проспали завтрак. Все-таки дорога от Москвы до Пхукета, занявшая почти сутки, это вам не фунт изюма. Перекусили по сэнвичу в "Subway" и пошли на пляж через Soi Rat u Thin 200 Pee 1, попутно изучая предложения туристических агентств на туры на Пхи-Пхи и Краби. На пляже отдыхающих оказалось еще меньше, лежак стоил все те же 100 бат, но за столик, который был включен в цену вчера, попросили еще полтинник. Наблюдая за купающимися и загорающими, я отметил еще одну особенность Пхукета: на Патонге, в отличие от Паттайи, топлесс загорают не только пожилые европейки (хотя и их достаточно), но и девушки, и женщины добальзаковского возраста.

Вечером сходили на массаж ног. Цены в салонах колеблются от 250 до 300 бат за час, мы сторговались на 200 бат, сбросив по 50 тайских "рублей" с человека. Возможно, нам бы это и не удалось (на Пхукете вообще торгуются очень неохотно), но в салоне в этот момент вообще никого не было. У нас, похоже, оказалась легкая рука, то есть нога, потому как сразу после нас в салон зашли двое европейцев, вальяжно расположившиеся в соседних креслах, и японец, заказавший сеанс традиционного тайского массажа. Массажистки оказались довольно разговорчивые и "непонятливые" - их удивляло то, что я все никак "не отключаюсь". Ну, нравится мне наблюдать за людьми, это моя маленькая слабость. Очень интересно было наблюдать за мимикой тех же массажисток, болтающих между собой по-тайски, по выражениям их лиц можно было примерно догадаться, о чем они говорят. Или что думают, - например, о боксерах, которые снова стали разъезжать по Патонгу на тук-туках и зазывать зрителей на очередной супербой. Девушки состроили такую мину - мама не горюй!

Ужинали мы в заведении под названием "99 ресторанов", вернее, в одном из заведений. Ресторанчики стоят впритык друг к другу, за каждым закреплены определенные столики, цены нормальные, готовят быстро и вкусно. Находятся "99 ресторанов" на улице Rat u Thin 200 Pee Road, куда выходят все переулочки от нашего отеля. После решили прогуляться по пляжу. Путь нам освещала молния, то и дело сверкавшая где-то за горами. Грома не было, и это внушало надежду, что дождя не будет. На пляже встретили тайца средних лет, который с фонариком и металлоискателем методично, метр за метром, прочесывал прибрежную полосу в поисках потерянных драгоценностей и монет. То, что он нашел впоследствии всю мелочь, предательски выпавшую из кармана моих шорт на следующий день, я нисколько не сомневаюсь. Потом поднялись на смотровую площадку гостиницы. Вид на Патонг красивый, но фотографировать из-за грязных окон не имеет смысла. Под крышей отеля свили многочисленные гнезда птицы, видимо ласточки (хотя я не орнитолог), и, как следствие, окна приобрели совсем неэстетический вид. Особо плачевно обстоят дела около лифтов, однако надо отдать должное менеджменту отеля, который везде развесил объявления с извинениями.

На третий день пребывания на Пхукете вопрос о поездке на острова встал еще острее. В одном агентстве видели тур на Пхи-Пхи за 950 бат, но что туда входит не спрашивали. На пляже познакомились с пожилой четой итальянцев. Мило побеседовали, насколько позволяло сторонам знание английского. Узнав, что мы из России, дедок крикнул "Владимир Путин!" На что мы ответили "Сильвио Берлускони!". Наш юмор итальянцы поначалу не оценили, но когда я напомнил им, что ВВП и Берлускони хорошие друзья, они многозначительно покачали головой и рассмеялись, попутно заметив, что в Италии Берлускони никто не любит, и как он так долго был премьер-министром никто не понимает.

Взяли напрокат два скутера, тех, что помощнее. Сторговались на 2000 бат за 40 минут (обычная цена 1000 бат полчаса). Накатались от души, и в состоянии абсолютного восторга поначалу причалили не туда. Проще говоря - потеряли на время ориентацию в пространстве. Ужинали там же, где и вчера. На этот раз решили заказать морских "гадов". Четыре королевские креветки потянули на 600 грамм и 780 бат (120 бат за 100 грамм, в то время как самая распространенная цена на них на Патонге колеблется в пределах 160-200 бат). Красная рыба с мелкими фиолетовыми пятнами (как называется, не спрашивайте, не знаю я, не знаю) весила ровно килограмм и обошлась в 400 бат, что тоже дешевле, чем обычно. В середине нашей "нескромной" трапезы официантка попросила пересесть нас под навес, так как вот-вот должен был начаться дождь. Мы пересели, однако дождь все никак не хотел начинаться, хотя в воздухе действительно чувствовался этот едва уловимый запах грозы. На финальном аккорде, священном омовении рук, небеса пролили на землю много-много воды. Через пять минут на всем Патонге вырубилось электричество, и следующие полчаса, пока шел ливень, мы просидели при свечах. В отеле работало аварийное освещение, которого хватало на бесперебойную работу лифтов и освещение номера. А вот телевизор и кондиционер включаться отказывались. Электроснабжение восстановилось в третьем часу ночи, о чем мы узнали по характерному шуму кондея.

В ночь, когда остров погрузился во тьму, в бухту зашел огромный океанский лайнер, простоявший там на якоре весь следующий день. С утра в агентстве около пляжа купили два тура на острова, отдав за двоих в общей сложности пять тысяч бат. Знатоки, наверняка, скажут в наш адрес несколько нелицеприятных слов (один такой товарищ - гражданин Израиля, если судить по характерному говору, - нашелся сразу, заявив, что он знает места, где аналогичные программы продаются дешевле). Однако, взвесив все "за" и "против" мы решили доверить наш досуг местным туристическим компаниям. В конце концов, это отпуск, и заморачиваться по поводу того, что мы что-то кому-то переплатили не имело смысла. Сотней бат больше, сотней меньше - не важно. В другом агентстве, расположенном около отеля, поинтересовались, сколько стоит трансфер с Пхукета до Сатуна, городка на юге Таиланда, откуда ходят паромы до Лангкави. До Сатуна попросили 650 бат, до Лангкави - 950. Уже потом, зайдя в гостиницу, опомнились, что надо было бы узнать и стоимость трансфера до автобусной станции в Пхукет-тауне, исходя из которой было бы принято решение - ехать самостоятельно, или переложить все заботы по нашей доставке в Малайзию на плечи наших тайских товарищей. Возвращаться не стали - время еще есть, а поднялись в ресторан на ужин, где решили на себе испытать предложение "буфет за 200 бат". Ассортимент блюд не сильно отличается от того, что предлагается утром. Голодным, конечно, не останешься, но чувство "некоей неудовлетворенности" присутствует. Еще одно важное замечание: в ресторане придется обязательно заказать какой-нибудь напиток, хотя бы бутылку воды.

На следующее утро микроавтобус "Тойота" средней изношенности доставил нас в бухту Ао Ро, где мы пересели на паром изношенности более, чем средней, и отплыли по направлению к острову Panak. Гид с серьезным видом сказал, что там, где нам предстоит побывать, нет ни акул, ни крокодилов, после чего нам показали грот с мангровыми деревьями, который затапливается во время прилива. Первым делом гиды стали показывать туристам гадов, вернее, гада - гадюку, мирно спящую над входом в грот. При ближайшем рассмотрении пресмыкающееся оказалось резиновым, но это, похоже, заметили только мы. Когда пришло время покидать грот, откуда-то сверху раздался истошный крик одинокой обезьяны. Макака, видать, просила нас забрать ее с этого необитаемого острова, где не растут бананы, а водятся только костоперые рыбы да шустрые крабы.

Во время второй остановки мы поплавали на каноэ вокруг и между десятками крохотных скалистых островков, а поднявшись на палубу увидели в метрах пятидесяти от нас дельфинов. Минут через 15 сделали еще одну, не заявленную в программе остановку, во время которой с борта другого парома, побольше и посолиднее, нам передали еду. Пока мы полчаса "тусовались" на остове Джеймса Бонда (здесь снимался один из фильмов бондианы с участием Роджера Мура) команда сервировала стол. "Трансфер" с парома на остров и обратно проходил на такой старой посудине, что вызывало искреннее удивление, как она вообще еще не пошла ко дну. Остается надеется, что когда это произойдет на ней не будет туристов. На острове Naka, последнем пункте нашего путешествия, мы купались и загорали около часа. Онли релакс, как говорится. Вода, правда, мутновата, а дно смешанное - песок, мелкий гравий, ил и водоросли.

По возвращению на Пхукет решили расставить все точки над "i" с нашим переездом на Лангкави. Вот тут и начались наши приключения. Все агентства предлагают один вариант - с ночевкой в Сатуне, что, естественно, не входило в наши планы. Но это полбеды. Больше всего смутило обилие разной информации о расписании паромов из Сатуна на Лангкави. В одном агентстве нас заверяли, что паромы ходят каждый час с семи утра до 16 часов. В другом говорили, что последний паром из Сатуна уходит в 18 часов, в третьем - что-то еще, но не то, что говорили в первом и втором. В общем, наши головы и думы были отягощены совсем не радостными мыслями, поскольку, перспектива провести ночь в Сатуне, то есть потерять драгоценное время, которого и так немного, нас не радовала, а меня, если честно, так и вообще злила. За такси до автостанции нам зарядили 300 бат, что, в принципе, не дорого (ехать до города почти 30 минут), поэтому добираться до Лангкави решили самостоятельно - как и планировали изначально. Если попадем впросак, то винить кроме себя будет некого.

Поездка на Пхи-Пхи и прилегающие к нему острова началась из бухты Шалонг, где находится крупнейший на Пхукете морской порт. Едва мы вылезли из машины, как нам на грудь прилепили стикеры с номерами наших микроавтобуса и катера, и настоятельно порекомендовали не терять наклейку, так как, в противном случае, мы рискуем остаться: а) без обеда, б) без обратного трансфера в отель, в) вообще где-нибудь на острове среди диких обезьян.

До первой остановки, бухты Maya Bay на острове Phi-Phi Lay скоростной катер шел час. Сколько туда плыла бы посудина, аналогичная вчерашней, остается только догадываться. В бухте мы организованно на протяжении 40 минут занимались снорклингом, во время которого нам удалось заснять водоплавающую змею. Потом нам показали несколько пляжей, в том числе и тот, где снимался фильм "Пляж" с Леонардо ДиКаприо. Но с лодки мы не сходили - программой не предусмотрено, а кое-где и вовсе запрещено, так как это территория национального парка. Чтобы добраться до "пляжа обезьян" нам выдали спасательные жилеты. Очень скоро стало ясно зачем.

Здесь достаточно мелко и везде растут кораллы. Во время прилива шансы ободрать коленки и другие части тела о кораллы значительно меньше. Чтобы разобраться в распределении ролей в обезьяньем семействе достаточно краткого наблюдения. Охранять самок и детенышей от посягательств туристов, а также "патрулирование" вверенной им территории с целью выявления вторжения непрошенных гостей поручено боевитому молодняку. Они стараются держаться в тени и не соблазняются фруктами, которыми люди угощают их сородичей, но стоит какому-нибудь нерадивому туристу вроде меня подойти к гнезду слишком близко, как обезьянки начинают показывать свои трехсантиметровые клыки и угрожающе шипеть. Трое таких вот вояк зарычали, когда я слишком близко подошел к самке, в то время как крупный самец, сидевший тут же никак не отреагировал на мои перемещения. Он просто жрал банан. Я же от греха подальше решил ретироваться. Обезьяньих укусов мне только не хватало.

На Пхи-Пхи нам предстояло отобедать в одном из ресторанов. Здесь, в отличие от Пхукета, все еще видны последствия цунами 2004 года. Туристическая инфраструктура восстановлена полностью, но среди растительности видно, какие пальмы старые, а какие высажены относительно недавно. На обратном пути мы остановились на острове Khai Nui. Купание прервал начавшийся ливень. Нельзя сказать, что это стало для нас полной неожиданностью, все-таки надвигавшуюся тучу мы видели, но обратный путь под дождем, пусть и тропическим, был не очень приятен. Народ кутался в мокрые полотенца, лица многих пассажиров выражали глубочайшее страдание - холодно! Кто бы мог подумать, что в Тайланде нам придется пусть немного, но все-таки померзнуть!

Вечером еще раз прошлись по ближайшим агентствам - ничего нового. Заказали такси до автостанции за 350 бат, и пошли на массаж, где хрупкие на вид тайки согнули нас в бараний рог. В лобби отеля заказали по бесплатному коктейлю - соответствующий купон нам вручили при регистрации и мы решили воспользоваться им в последний день. Коктейль не оправдал даже самых скромных ожиданий, оказавшись растворимым фруктовым порошком типа забытого давно "Юпи" или "Зуко". Отрава, в общем. Зато очень понравилось выступление двух певиц. Пели они действительно здорово, срывая после каждого номера аплодисменты.

Такси до города приехало даже чуть раньше, и уже в 7.25 мы были на автовокзале. Автобус отходил в 8.15 (стоимость билета до Сатуна 374 бата), поэтому у нас была возможность кое-что изучить. Всего с Пхукета до Сатуна отправляется четыре рейса в сутки - в 8.15, 10.15, 12.15 и 20.15. До Хат-Яйя, откуда за полтора часа можно доехать до Сатуна, транспорт идет гораздо чаще. Первый автобус отправляется в 5.15 утра, последний в 21.30 с интервалом, в среднем, один час. Время в пути - 6-8 часов (это отдельная песня, о чем чуть ниже), цена, в зависимости от класса автобуса, колеблется от 288 до 371 бата. В 21.45 есть миниавтобус класса "люкс", стоимостью 600 бат. До Самуи автобусы отправляются дважды в день - в 8.00 и в 10.00, стоимость 375 бат. Также с автостанции за 85 бат можно добраться до аэропорта Пхукета. Первый автобус уходит в 5.30 утра (кроме воскресенья и праздников), последний в 18.30, интервал - час-полтора, время в пути один час.

Итак, автобус до Сатуна. Трансфер Пхукет - Лангкави был самым слабым звеном в нашем плане. Информации, как добраться из пункта "А" в пункт "Б", было много, но получена она была из разных источников, а потому сильно разнилась. К сожалению, слабое звено таковым и осталось. Более того, цепь, если можно так выразиться, порвалась, и как результат: мы потеряли полтора суток. Но обо всем по порядку. Как человек, привыкший полагаться на расписание, которое по моему искреннему убеждению и существует для того, чтобы люди могли планировать свое перемещение в пространстве, я искренне надеялся, что автобус до Сатуна едет действительно семь часов, как указано в этом, чтоб его, расписании. В этом случае мы без проблем успевали на паром, отправляющийся в 16.00, и который, судя по всему, действительно был последним.

Отъехали с вокзала мы даже чуть раньше. До моста, соединяющего Пхукет с материком, ехали час. За это время автобус останавливался пять раз, подбирая пассажиров. Сразу после моста вдоль дороги расположился импровизированный рынок, больше всего нас поразили цены на ананасы - пять бат за штуку. Вскоре водила включил по телевизору каких-то местных певцов, когда все музыкальные диски закончились, он врубил какой-то тайский фильм про мальчика-призрака, пугающего жителей небольшого городка. Что это было - комедия или фильм ужасов я так и не понял. Местные хохотали, а я съеживался от ужаса - более бездарной игры и постановки я не видел очень давно.

До Краби ехали три часа. Вероятно, добрались бы быстрее, если бы не ремонт дороги и какая-то непонятная остановка, когда мы встали "в чистом поле" и водитель покинул нас на 15 минут. Бегал ли он в кустики? Не знаю, но узнал бы, появись он минутой позже - я уже был готов выйти и на чисто русском языке поинтересоваться, что, собственно, происходит. До Транга ползли 5,5 часов, хотя по расписанию должны были уложиться в пять. Поскольку в данной ситуации от нас ничего уже не зависело, пришлось расслабиться и получать удовольствие от созерцания жизни за стеклом автобуса во всем ее проявлении. И бороться с искушением подкинуть водиле деньжат, чтобы он прибавил газу и больше никого не подсаживал.

В Сатуне, когда до остановки оставалось минут 10 пути, мы проехали придорожное кафе, столики которого перекрывали половину проезжей части. И ни одного свободного места! Представляю себе, какие чувства должны испытывать посетители кафе, глядя на несущийся на них автобус. В итоге мы были в Сатуне в 16.20, дорога с Пхукета заняла восемь часов с хвостиком. В ближайшем интернет-салоне мы получили подтверждение, что паром на Лангкави ушел 20 минут назад, следующий будет в семь утра завтра. Так что ночевать придется в Сатуне.

Поиск по интернету выдал одну единственную гостиницу, которая находится тут же, рядом с автостанцией. От хозяйки интернет-салона узнали, что в городе есть места и подешевле - если мы не гонимся за комфортом. По указанному ей направлению мы дошли до гостиницы "Satultani", где сняли двухместный номер за 380 бат. Да, в таком клоповнике мне останавливаться еще не приходилось. Кондиционер выпуска 19-бородатого года не работает, окна не закрываются, в туалете бегают тараканы - кто хоть раз видел тропических тараканов, знает, каких они размеров. Такое ощущение, что они рождаются взрослыми. Ну и на десерт - рядом находится мечеть, так что в пять утра вас разбудит первый призыв к молитве. Нас, впрочем, последнее обстоятельство совсем не огорчило - мы все равно собирались вставать в 5.20, чтобы успеть на паром в семь утра.

Поужинали мы на базаре, где трапезничают местные. На наши деньги получилось 30 рублей на двоих - никакого излишества: куриный бульон, рис с курицей и несколько листьев салата. Неожиданно за спиной что-то громко взорвалось. Совсем рядом, судя по эффекту - в ушах зазвенели колокольчики. Сразу вспомнилось, что в Сатуне в 2005 году были серьезные беспорядки. Но поскольку никто из местных не побежал и не закричал, в общем, никак не отреагировал на происходящее, мы предположили, что это детишки взрывают петарды китайского производства. Действительно, через мгновение раздался еще один "бум", потом еще. Странное дело, но никаких фейерверков мы так и не увидели, что для китайских петард как-то не свойственно. Они обычно наоборот взрываются с "усиленным" эффектом. Может это были тайские петарды?

Утром дошли до остановки миниавтобусов (направление нам указали на ресепшн в гостинице, хотя дядечка искренне недоумевал, зачем нам миниавтобус, если от гостиницы в девять часов будет бесплатный транспорт), которые курсируют между Сатуном и пирсом. Билет стоит 20 бат, но первый автобус отправляется в 7 утра. Что за оказия! Откуда ни возьмись, появился тук-тук, водитель которого за 150 бат вызвался доставить нас на пирс. Поехали. Через пару минут пропали последние признаки цивилизации - узкая дорога петляла среди натуральных джунглей. Еще минут через пять я забеспокоился - а туда ли мы едем, вдруг водила чего не понял? Сомнения развеял дорожный указатель. Около пирса в глаза и уши моментально бросились подозрительные безлюдность и тишина. Так и хотелось крикнуть: "Люди! Есть здесь кто живой?" Через минуту стало понятно отсутствие других пассажиров и служащих пирса.

Первый паром - вообще самый первый паром из Сатуна - отправляется в 9.30 утра. Какое счастье, что это паром на Лангкави! То есть, если бы мы поехали от гостиницы в девять утра, то подъехали бы аккурат к отправлению парома. Второй паром на Лангкави уходит в 13.30 и третий, последний, в 16.00. Итак, что вытекает из этой душераздирающей истории? В Сатун надо ехать последним, вечерним автобусом, какая разница, где провести ночь - в пути или в гостинице. Зато вы не потеряете световой день, которым сможете распорядиться в полной мере по своему разумению. Если ехать ночью не хочется, то придется раскошелиться на частную машину - в одном агентстве нам предлагали такую услугу за четыре тысячи бат с отправлением от отеля в семь утра. На последний паром до Лангкави успеете без проблем.

Но это еще не все. Накануне вечером, когда все банки уже были закрыты, мы обнаружили, что тайские деньги как-то внезапно улетучились. Мы надеялись поменять деньги на пирсе, но обменника там не оказалось. Поменять деньги - по грабительскому курсу - можно в тамошних магазинчиках или турагентствах. Но поскольку другой альтернативы не было, пришлось поменять 20 евро по курсу 1:40, в то время как в городе курс 47 бат за одну евроединицу.

Билет на паром стоит 280 бат. Поскольку сообщение международное, приготовьте паспорт - кассир тщательно записывает все данные о пассажирах в журнал. На паспортном контроле произошел казус. Сначала тамошний компьютер отказался считывать информацию с наших паспортов, и офицерам пришлось забивать всю информацию вручную. А потом офицер очень долго изучал печать миграционной службы аэропорта Бангкока, после чего стал спрашивать - где и при каких обстоятельствах мы въехали в страну. Узнав, что мы прилетели в новый аэропорт Бангкока, он удивился - а в Бангкоке построили новый аэропорт?

Вместе с нами европейцев на пароме оказалось человек семь. Малайцы, возвращающиеся на родину, в огромных количествах везли фрукты, а тайцы, судя по всему, ехали на заработки. Плыть всего 50 минут, и как только порт Куаха, административной столицы Лангкави, появляется на горизонте, сразу понимаешь, что ты уже в другой стране. Порт Куаха довольно большой. И ничем, кроме размеров, не отличается от международного аэропорта. Тут вам и ресторанчики, и магазинчики, и "Дьюти-фри". Цены уже выше, но, по сравнению с московскими, все равно смешные.

Таксисты ненавязчиво предлагают свои услуги, а когда узнают, что у тебя нет малазийских денег, любезно провожают до обменного пункта. Цены на услуги такси фиксированные - в каждой машине есть распечатка с подробным указанием тарифов. До отеля доехали за 20 ринггит (5,7 доллара, курс $1=3,5 ринггита). В гостинице попросили депозит в размере 100 ринггит, можно дать наличные, или заблокировать эту сумму на кредитной карте. Отель старенький, лепнина кое-где отвалилась, но чистый. Номера чуть меньше чем в "Royal Paradise", но все необходимое имеется. Розетки трехфазные, так что на ресепшн мы сразу попросили переходник - дали без проблем. Рядом с отелем магазин, и пара забегаловок, где постоянно, даже с самого утра, сидят посетители.

До моря идти минут 5-7, на пляже почти никого нет. Может поэтому условия спартанские. Никаких лежаков, никаких зонтов - расстилай полотенце на песке под пальмой и загорай. Вода мутновата, ее можно сравнить с водой в Паттайе. На дне очень много ракообразных, чьи ракушки порой имеют очень острые шипы. Больше ничем другим они навредить вам не могут. Цены на водные развлечения высокие. 30 минут на скутере 100 ринггит, что эквивалентно 30 долларам.

Через некоторое время к нам подошел малаец и стал предлагать экскурсии на острова. Четыре острова, в том числе морской заповедник Пайяр и остров Дайянг Бунтинг, где находится знаменитое озеро беременной женщины, он "продавал" за 80 ринггит с носа. Поскольку мы не знали даже самых приблизительных расценок на туры, то и покупать ничего не стали, несмотря на заверения, что это цена "not expensive", то есть "не дорогая". Как оказалось, он не лгал.

На следующий день мы зашли в несколько агентств (одно название, ей богу!), где за аналогичную программу просят 110-120 ринггит. Зашли в "Дьюти-фри", расположенный рядом с океанариумом - от отеля идти минут 15 вразвалочку. Цены обычные, чуть ниже, чем, к примеру, в "Домодедово", хотя некоторые позиции продаются действительно очень дешево. А вот сувениры дорогие. Гораздо дешевле (порой в два раза!) они продаются в обычных сувенирных лавках.

Ужинали в каком-то китайском ресторане. Заказанный мною апельсиновый сок оказался водой с добавлением апельсинового сока. Так соки не разбавляли ни в Египте, ни в Турции, ни в Москве - разве что в "Макдоналдсе". Для себя решил, что чаевых официанты не дождутся, но они, хитрые, сразу включили их в счет - попробуй не заплати. А вот утка с ананасами оказалась вполне съедобной и вкусной, с хрустящей корочкой - прямо как я люблю. Спасибо и на этом.

На следующий день поехали на канатную дорогу. От гостиницы взяли такси (22 ринггита), ехать полчаса. Рядом с "канаткой" находится так называемая Oriental village, состоящая из сувенирных магазинов и кафешек (что в этой "village" такого "oriental" я так и не понял), и водопад, который очень хорошо видно, когда поднимаешься на фуникулере. Билет стоит 25 ринггит (детский 18 ринггит). На кассах висит забавное объявление: "В целях вашего комфорта перед поездкой на фуникулере сходите на базовой станции в туалет". Не знаю, сколько человек оконфузилось во время поездки, но то, что многим действительно страшно - факт, о чем свидетельствуют постоянные вопли. Наверху, впрочем, туалет тоже имеется, так что если приспичит - милости просим.

Относительно недавно, в августе 2004 года, рядом с двумя смотровыми площадкам на высоте 705 и 710 метров над уровнем моря открылся подвесной мост, длиной 125 метров. К мосту надо спуститься по довольно крутой лестнице, но вид с него открывается захватывающий. Спустившись с гор на твердую землю, взяли такси и поехали в океанариум. Пока ехали, изучали рекламные буклеты. В одном из них, выпуска 2006 года, нашли информацию о паромном сообщении между Куахом и городком Куала-Перлис, находящимся на границе Малайзии и Тайланда. Паромы курсируют каждый час с семи утра до семи вечера, билет стоит 15 ринггит. К чему я это написал? Когда мы приехали в Сатун я, на свой страх и риск, предлагал поймать такси и махнуть в Куала-Перлис, откуда, если верить обрывочным сведениям, почерпнутым из интернета, паромы на Лангкави ходят гораздо чаще, чем из Сатуна. Но решив, что неопределенности на сегодня достаточно, мы остались в Сатуне на ночь, о чем вы могли прочитать чуть выше.

Вход в океанариум 38 ринггит (детский билет - 20 ринггит, именинникам при предъявлении паспорта скидка 50 процентов) Эта цена включает, собственно, осмотр экспозиции и семиминутный мультфильм в 3-D кинотеатре. Если вы были в океанариумах в других странах (в Паттайе, к примеру, ничуть не хуже), то ничего нового вы не увидите. А мультфильм - это вообще одно семиминутное недоразумение. Топорная графика может только рассмешить, хотя мультфильм рассказывает о трагической судьбе доисторической рыбешки, избежавшей в отличие от ее собратьев зубов доисторической же акулы, но погибшей в результате подводного обвала, вызванного схваткой двух огромных монстров.

Продолжение следует... - Сами с усами: самостоятельное путешествие по Юго-Восточной Азии (часть II)

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.

о.Пхукет, Тайланд.
о.Пхукет, Тайланд.