WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Россия : "Праздничное Верхневолжье": Ростов-Кострома-Ярославль. Часть Вторая



"Праздничное Верхневолжье": Ростов-Кострома-Ярославль. Часть Вторая

Начало...

часть первая

Кострома.
Ранние сумерки. До Костромы остается каких-то три-четыре десятка километров, как вдруг наш автобус резко тормозит. Полусонный народ резко просыпается. "Что-то случилось. Авария:", - подумали мы. Нет, это молоденький лосёнок вдруг решил перейти автотрассу, неуклюже перебежал и скрылся в соседнем лесочке:

В районе семи вечера автобус благополучно доставил нас к гостиничному комплексу "Русь", в который входит гостиница "Волга", все довольно быстро были расселены "согласно купленным билетам". Нам достался номер 804 на 8-м этаже с видом на Волгу и автомобильно-пешеходный мост, по которому мы только что прибыли. Вечером ничего кроме моста видно не было, а вот утром выглянули в окно, точнее на балкон, и ахнули: оказывается рядом с гостиницей стоит один из красивейших храмов города - церковь Воскресения на Дебре середины 17 века, единственная сохранившаяся до наших дней церковь из множества построенных в то время на средства богатых городских купцов, и расписанная знаменитой костромской артелью иконописцев под руководством Гурия Никитина.

Несколько слов о гостинице. В настоящее время она позиционируется как гостиница 3 звезды, скорее всего так оно и есть, особенно, если учесть, что в ней частично провели ремонт. Мы жили в старом номерном фонде, до которого еще не дошли переделки, но в этом плане мы не привередливы. Гостиница довольно неплохо расположена по отношению к центру города, пешком идти от силы 15 минут неспеша. На 5-м этаже есть небольшой сувенирный магазинчик с неплохим выбором, кое-что мы докупали там. Кормили завтраками и ужинами довольно недурно, нам хватало всего. В вечер прибытия в 9 часов в ресторане гостиницы начался праздничный ужин с развлекательной программой, посвященный Дню защитника Отечества. Мы пробыли на нем где-то до серединки, потом ушли к себе в номер из-за обострившегося моего гриппозного состояния.

Утро следующего дня началось с нашего знакомства с Костромой и информацией о том, что принимающая турфирма делает нашей группе небольшой "подарок", из-за которого наша программа по городу, особенно это касалось Ипатьевского и Богоявленского монастырей, была какой-то немного скомканной. Но об этом я упомяну ниже.

Лично для меня открытием стал тот факт, что Волга, достигающая местами в своей ширине километра, зимой полностью замерзает. И, по словам костромичей, толщина льда порой доходит до метра. Так что практически повсеместно были видны протоптанные тропинки через реку с одного берега на другой, и горожане, неспешно идущие по ним.

Неофициально читается, что свою историю город ведет от даты своего основания - 1152 год, когда на берегу реки Сулы Юрием Долгоруким была основана крепость Кострома. Однако первое летописное упоминание города относится к 1213 году. Эта дата является официальной в истории, и в 2013 году у города будет большой юбилей - 800-летие. Костромичи очень надеются и верят, что столица выделит к такой знаменательной дате кое-какие финансовые средства на восстановление и реконструкцию памятников архитектуры и старины. А восстанавливать есть что: и памятник династии Романовых, для коих Кострома является "колыбелью"; и памятник Ивану Сусанину, чей подвиг чтят в этих землях; и центральные улицы и площади, да и много еще чего другого:

Как и практически в любом древнерусском городе, в Костроме тоже когда-то стоял Кремль. Однако до наших дней он не дошел вообще, только часть древних земляных валов напоминает нам о том времени. Окончательно кремль был уничтожен в 30-х годах ХХ столетия, и сейчас на его месте раскинулся парк отдыха горожан. На одном из возвышений бывших валов расположено небольшое круглое восьмиколонное сооружение - знаменитая "беседка Островского".

Типичный для древнерусских городов посад, находившийся рядом с кремлем, в Костроме был заменен огромным комплексом торговых рядов - это один из крупнейших торговых центров России рубежа 18-19 вв. Он дошел до наших дней фактически без изменений и до сих пор используется по своему прямому назначению.

Центр Костромы - необычный, в том плане, что редко когда на центральной площади города можно встретить здание гауптвахты, жилых домов, пожарной каланчи, а в Костроме именно всё так и есть. Центральную площадь Костромы называют Сковородкой. Названия у нее, конечно, менялись. Некоторое время назад она была площадь Революции, теперь - площадь Ивана Сусанина. Но называют ее все равно Сковородкой, независимо от официального имени. Видимо, образ сковороды соответствует, в представлении костромичей, особенностям планировки города. Площадь - это сковорода, а ведущая к ней центральная улица - ее ручка. Правда, если взглянуть пристальнее, получается сковорода со множеством ручек. Кострома застроена по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от площади. Строгое следование этому градостроительному плану - еще одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов.

Передохнули от экскурса в историю и заехали по многочисленным просьбам туристов в магазин, торгующий изделиями изо льна. Ну что же еще, как не лён, везти из Костромы - "льняной столицы"! В магазине выбор довольно неплохой, цены по сравнению с московскими очень приемлемые, и мы, обрадовавшись, накупили всей своей семье одежды на лето. Единственный нюанс - там маленький выбор детской одежды. Мы потом возле Ипатия докупали ребенку вещи, там возле стен монастыря раскинулся целый палаточный городок по продаже льняных изделий. Что еще интересного увидела в магазине: есть льняные ткани на отрез, это для тех, кто со швейной машинкой на "ты".

Продолжая знакомство с городом, прибыли к Ипатьевскому монастырю - самой знаменитой костромской достопримечательности. Тут надо заметить, что о происхождении монастыря, стоящего при впадении реки Костромы в Волгу, существует несколько легенд. Согласно историческим данным, его заложил в 1275 г. Князь Василий Квашня во время нашествия монголо-татар на Москву. Церковная же легенда повествует нам о том, что основателем в 1330-х годах стал татарский князь-мурза по имени Чет. Направляясь в Москву на службу к князю Ивану Калите, Чет внезапно заболел и был вынужден остановиться на том самом месте, где стоит сейчас обитель. Во сне ему явились Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Выздоровев, Чет крестился и построил каменный храм святой Троицы, заложив тем самым монастырь. Вообще обитель никогда не оставалась без внимания "сильных мира сего", к ней проявлялся особый интерес, сначала со стороны Годуновых, чей род велся от того самого Чета, и чья родовая усыпальница находилась в монастыре; затем со стороны Романовых, которые считали монастырь своей фамильной святыней, и неспроста. В начале 17 века здесь произошло одно событие, определившее судьбу не только самого монастыря, но и во многом историю всей России. Здесь, во время польско-литовской интервенции, скрывался Михаил Романов - будущий первый царь из династии Романовых - со своей матерью. И именно сюда в 1613 г. пришли к нему, 16-летнему подростку, московские посланники с предложением стать царем.

Главное сооружение всего монастыря - Троицкий собор, построенный в конце 16 века по велению Бориса Годунова на месте старинного деревянного храма. Храм был расписан фресками, однако в середине 17 века случилась катастрофа: взорвался порох, хранившийся в подвалах собора, и храм полностью обрушился. Почти сразу же его отстроили заново, и мастера знаменитой костромской артели Гурия Никитина украсили храм фресками. Эти стенописи считаются одним из лучших памятников русского искусства 17 века и вершиной творчества самого Гурия Никитина. Однако до наших дней почти все они дошли в "исправленном" виде.

Стоят на территории обители так называемые "палаты бояр Романовых", облик которых тоже сильно изменился по сравнению с первоначальным. Название здания объясняется тем, что именно здесь в 17 веке находились монашеские кельи, в которых вместе с матерью жил Михаил Романов. Сейчас там развернуты экспозиции единственного в России мемориального музея дома Романовых.

Последним объектом осмотра, входящим в программу, стал действующий Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, в котором хранится главная святыня костромской земли - чудотворная Федоровская (Феодосийская) икона Божией матери. Эта икона очень древняя, 13-го века, облика Богоматери почти не видно, настолько он потемнел от времени. Особенность Федоровской (Феодосийской) иконы состоит в том, что она двухсторонняя: на ее обратной стороне располагается изображение Святой мученицы Параскевы Пятницы. Один из списков иконы хранится в палатах бояр Романовых в Ипатии. Вход на территорию монастыря строго воспрещен, мать-настоятельница считает, что негоже ходить по обители мирянам. Ну а сам собор Богоявления, где хранится чудотворная икона, открыт для прихожан, со стороны улицы есть вход прямо в храм. Точная дата основания монастыря неизвестна - сначала польско-литовские набеги, а затем катастрофический пожар в конце 19 века полностью уничтожили монастырский архив. Вероятной датой основания обители историки называют середину 15 века. На территории монастыря сохранилось единственное в Костроме каменное жилое здание 17 века.

Ну а теперь вернусь к тому самому "подарку", который приготовила нашей группе встречающая турфирма. Это посещение знаменитой и уникальной лосиной фермы возле деревни Сумароково недалеко от Костромы. И все бы ничего, мы даже порадовались такому подарку, но, на наш взгляд, вставили его в программу не совсем грамотно. Дело в том, что на три часа дня у нас был назначен обед в одном из кафе города. Так вот посещение лосефермы вставили ДО обеда, а не ПОСЛЕ, тем самым чуть сократив программу осмотра того же Ипатия, что было немного обидно, так как хотелось посмотреть и побыть подольше именно там. Ну а после обеда, фактически с четырех и до семи (время ужина в гостинице) мы были предоставлены сами себе, что в общем-то неплохо, но вот как раз в это время и можно было бы поставить посещение лосей. Тем более что сама поездка заняла бы не более часа-полутора. Ну да ладно, что было, как говорится, того не исправишь.

Итак, сумароковская лосеферма. В настоящее время на ней содержатся около 30 лосей. Лоси живут в лесу, а в определенное время приходят к месту кормежки, где можно покушать овсяной кашки, коры, специально заготовленной для них рабочими, и черного хлебушка, который привозят с собой многочисленные туристы. Зимой лоси рога сбрасывают и поэтому кажутся вполне безобидными, но могут и показать характер. Пока у вас в руках хлеб, они будут толкаться возле вас, пытаясь урвать кусочек, оближут вас с головы до ног, но как только хлеб кончается, лосики теряют к вам интерес и расходятся по своим делам. Лосиное молоко считается очень полезным и обладает целебным действием. Говорят, что язва желудка лечится в 95% случаев. Но доятся лоси только с апреля по август, лосиха дает от 2 до 6 (это рекорд! одной лосихи) литров молока. Почти все молоко поставляется в расположенный недалеко от фермы санаторий им. Ивана Сусанина. Там оно замораживается специальным способом и может храниться до двух лет. Видно, что люди, работающие на лосеферме, энтузиасты и фанаты своего дела, ведь чтобы взрастить молодое поколение, надо приложить недюжинные усилия, проводя порой 24 часа в сутки с малышами. Возле загона есть небольшой вагончик, где продаются сувениры, так или иначе связанные с лосиной тематикой.

Вернувшись с лосефермы, нас сразу же отвезли на обед в кафе "Гигант", расположенное где-то недалеко от центра. Очень уютное кафе, в интерьере которого прослеживается претензия на классический стиль, со вкусно приготовленной едой, костромичи постарались, мы остались очень довольны. Пожалуй, эта "точка питания" была лучшей на всем протяжении нашего маршрута.

Далее у нас было свободное время до ужина в гостинице. Где-то половина наших туристов разбрелась по центру города в поисках еще чего-нибудь интересного и некупленого, оставшиеся же члены группы, в их числе были и мы, вернулись в гостиницу отдыхать. Я бы еще с большим удовольствием прогулялась по центру, но, к сожалению, мое состояние не позволило мне этого сделать. Ну да ладно, спасибо и на том, что я вообще увидела Кострому, а могла бы целый день проваляться в номере с температурой.

Только готовясь к поездке, просмотрела в сети много информации о Костроме, пролистала путеводитель и прочла книгу о городе, но всё гадала - каким же мне запомнится этот волжский город, ведь никаких ассоциаций с ним у меня не всплывало в памяти. Все впечатления о Костроме легли как на чистый лист бумаги: это, прежде всего Ипатьевский монастырь; это, конечно же, знаменитая Сковородка; ну и та старая деревянная Кострома, чьи домики придают облику города неповторимую выразительность, навевая что-то тихое, спокойное и провинциальное:

Утром следующего дня мы, отдохнувшие и бодрые, попрощавшись с гостеприимной Костромой, отправились на встречу с "волжским красавцем" - Ярославлем - последним пунктом нашего вояжа.

Окончание...

часть третья

Пожарная каланча в Костроме, Россия.
Пожарная каланча в Костроме, Россия.

Беседка Островского, Кострома, Россия.
Беседка Островского, Кострома, Россия.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Кострома, Россия.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Кострома, Россия.

На Сумароковской лосеферме, Россия.
На Сумароковской лосеферме, Россия.

Церковь Воскресения на Дебре, Кострома, Россия.
Церковь Воскресения на Дебре, Кострома, Россия.