Что это мы все о далекой загранице пишем и читаем? Ведь у нас в России, даже в самой непосредственной близости от Москвы, есть немало очень интересных мест. Некоторые - с точки зрения истории, другие - с точки зрения природы. Я вот недавно ездил в Переславль-Залесский. Отличный город.
Вообще-то это Ярославская область, но самый ее край - ближний к Подмосковью. Поэтому мы с подругой решили, что для поездки туда вполне достаточно одного выходного дня, сели в большую красную машину и поехали.
Построен был Переславль-Залесский по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году. Именно здесь, по одной из версий, родились Александр Невский и сын Ивана Грозного Федор, здесь создавались летописи "Слово Даниила Заточника" (12 век) и "Слово о погибели Русской земли" (13 век). Наконец, здесь, на Плещеевом озере Петр I построил свою ²потешную флотилию⌡, а его знаменитый ботик, "дедушка русского флота" до сих пор тут хранится. А еще Плеещеево озеро, на берегу которого полумесяцем и стоит Переславль, знаменито свой ряпушкой, пресноводной сельдью, которая водится только в этом озере.
По версии ученых, она сохранилась с тех пор, когда озеро было морем. Плещеевскую ряпушку очень любили при царском дворе. Например, сохранились документы, свидетельствующие о том, что в 1686 году ко двору доставили 80 тысяч свежих рыбин и 20 тысяч копченых. Сейчас ряпушка красуется на гербе Переславля. Конечно же, мы попробовали ряпушку в ближайшем к озеру кабаке. Действительно, очень вкусно, особенно в жаренном виде, а цены тут по сравнению с Москвой весьма приятные. Ну, не будем отвлекаться. Само название Переславль относится ко времени заката Киевской Руси.
По одной из версии ученых, это название означает "перенявший славу" - имеется ввиду у Киева. Тогда в разных концах русских земель возникли сразу три Переславля: Переславль-Киевский или Южный (ныне Переяслав-Хмельницкий на Украине), Переславль-Рязанский (ставший впоследствии Рязанью) и Переславль-Залесский, расположенный по отношению к центральным областям Руси "в Земле за Великим Лесом". Основан город был, как это часто бывало в те времена, с военной целью - для защиты тамошних мест от набегов волжских булгар. Добираться до него следует по Ярославскому шоссе. Дорога от Москвы примерно в два раза дальше, чем до Сергиева Посада - 120 километров.
Между прочим, эта дорога - сама по себе достопримечательность. Это одна из древнейших дорог Руси, соединявшая Киев с Архангельском. В средние века на ней были организованы "ямы" - дорожные станции для смены ямщика и лошадей. Заведовал "ямами" специальный Ямской приказ - что-то вроде теперешнего Минтранса. Наличие "ям" на дороге в отличие от ям сегодняшних позволяло путнику развить небывалую для того времени скорость в 200 км в сутки. Взяв пассажира, ямщик гнал без остановки 35 километров, потом немного отдыхал и снова гнал столько же - до следующего "яма". Расстояние между "ямами" называлось "перегоном", а способ движения, между прочим, был позаимствован у татар - "на перекладных": на новом "яме" путешественнику давали новых незагнанных лошадей и ямщика. Один такой "ям" сохранился на подъезде к Переславлю со стороны Москвы.
При Петре I Ярославская дорога стала почтовым трактом, кстати, включенным в тогдашнюю общеевропейскую почтовую сеть. Ввиду такой межгосударственной важности Петр, которому, как известно, до всего было дело, сам разрабатывал графики перевозок почты с учетом времени года и состояния дороги. Он же давал в своих указах ямщикам ценные указания вроде "всяких иноземных и торговых людей грамотки в мешках под пазухой возить, чтоб от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить".
Свидетельства петровской эпохи и даже более древние сохранились в Переславле-Залесском очень хорошо. А вот строений 12 века - времени основания города - почти нет. Только в нынешнем центре города, где был Кремль, хорошо сохранились высокие оборонительные валы, когда-то обрамлявшие город. В центре Кремля - небольшой, но очень симпатичный Спасо-Преображенский собор, построенный как раз при Юрии Долгоруком. Он стоит там, где когда-то была местная Красная площадь и торговые ряды. В случае нападения на город собор мог служить крепостью, поэтому палаты княжеских дружинников и самого князя стояли как раз около собора. Палаты, впрочем, не сохранились, как не сохранился и деревянный мост, когда-то перекинутый от собора к валам. А еще ходят легенды, что будто бы в то время существовал подземный ход от собора на внешнюю сторону вала. Что интересно, вал в этом месте действительно немного осел, как будто кто-то засыпал проходящий под ним ход.
На Красной площади есть еще несколько церквей помоложе и сувенирная лавка со стандартным для российских городов набором - деревянные поделки, шкатулки из бересты, матрешки, льняные ручники и т.д. По всему городу раскиданы многочисленные церкви и монастыри. Чтобы в них не запутаться, лучше купить карту города или постоянно сверяться с планом в путеводителе. Например, на въезде в город со стороны Москвы - Горицкий монастырь, названный так потому, что находится на горке. Его, действительно, очень хорошо видно с трассы, выглядит он очень красивым. Монастырь построили в 12-м веке на месте языческого капища. Не любившие языческих обрядов христиане прозвали ее Шутовой рощей. В 14 веке монастырь перестроили на деньги княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского. Она сделала большое пожертвование в благодарность за спасение от татар: плот, на котором она убегала вместе с сыном, чудесным образом сам собой заплыл на середину Плещеева озера и замер, недоступный для татарских стрел. А плавать татары, видимо, не любили. Мы вскарабкались на эту горку и были вознаграждены: с нее открывается красивый вид на озеро и весь городок.
Неподалеку еще один монастырь - Троице-Данилов. Как гласит церковное предание, монах соседнего Горицкого монастыря Даниил по доброй воле ухаживал за находившимися за городской чертой скудельницами - так в Древней Руси называли могилы, где хоронили самоубийц, утопленников и неизвестных покойников. Потом Даниил здесь вовсе поселился, основал монастырь, который получил его имя. Собор сохранился до сих пор. Правда, сейчас он на реставрации, причем старожилы сообщают, что этой реставрации уже лет семь. Мы побродили по территории монастыря среди строительного мусора и гор кирпичей под внимательные взгляды вышедшего из кельи монаха-охранника. И удалились под его облегченный выдох - туристы сейчас сюда не заходят и не нарушают его покой.
Еще одна легенда связана с Федоровским монастырем, построенным на месте битвы тверичей с москвичами, которая произошла в день святого Федора Стратилата 8 июня 1304 года. Монастырь долго был самым авторитетным на всей Руси, поэтому именно сюда приехал бездетный Иван Грозный молиться о даровании сына. Вскоре у Грозного действительно родился царевич, которого счастливый царь назвал Федором. Он субсидировал монастырь деньгами на строительство нового собора. Первоначально монастырь был мужским, но в 1667 году в Переславле вспыхнула моровая язва. Множество женщин, оставшихся вдовами и сиротами, скитались по окрестным монастырям, и им была передана Федоровская обитель. Впоследствии среди его послушниц было множество женщин из знатных родов.
На другой стороне Переславля - еще один монастырь, Никитский. С его появлением тоже связана красивая, хотя и грустная, легенда. Монастырь возник в 12 веке на месте пещеры (столпа) святого Никиты Столпника. Известен же Никита был вот чем: вообще-то сначала он был княжеским казначеем, заведовавшим строительством крепостных стен и валов Переславля. Деньги на строительство государственной важности брались у горожан, богатых и не очень. А меры по ²раскулачиванию⌡ народа Никита, который никаким святым тогда еще не был, использовал самые зверские. По крайней мере, так гласит легенда. Может, он и добряком был, но недовольное поборами население приписывало казначею и мытарю, конечно, самые неприятные черты.
Как и полагается российскому государственному мужу, не забывал Никита и себя, и частенько путал свой и казенный карман. Разумеется, в ущерб казенному. А на присвоенные деньги любил закатывать пиры для себя и своей братвы, простите, коллег-налоговиков. И вот однажды на пиру было Никите видение (не исключено, правда, что он просто много выпил). Пригрезилось, что из стоящего на огне котелка с очередным кушаньем торчат конечности замученных и разоренных им налогоплательщиков. От такого неаппетитного зрелища Никита прозрел и понял наконец суть своих деяний. Он бросил пир и бросился в ноги игумену местного монастыря. Тот наложил на Никиту епитимью: надо было три дня и три ночи стоять на входе в монастырь и перед каждым прохожим каяться в совершенных грехах.
Теперь настала очередь поражаться горожанам: главный городской злодей и мздоимец, можно сказать, жирующий на народной кровушке олигарх стоял в рубище и с поникшей головой! Неудивительно, что на второй же день своего духовного преображения Никита от любопытствующей толпы сбежал. Нашли его в болоте, голого и всего в волдырях от комариных укусов. Впоследствии он объяснил, что таким образом хотел усугубить свои мучения. Окровавленного и голодного Никиту привезли в монастырь, где он и стал жить. Через несколько лет святой жизни Никите был ниспослан дар врачевания. Например, в 1186 году он исцелил больные ноги специально приехавшего к нему черниговского князя Михаила Всеволодовича.
Умер Никита от руки родственников, которые святыми не были, а только унаследовали у Никиты страсть к стяжательству. Они пришли к нему в келью выяснить насчет того, куда девалось награбленное у народа. Его уверения, что он все давно раздал обратно людям, а что осталось, передал церкви, не подействовали. Не верили они в его перерождение. Им показалось, что натертые от усердных молитв железные вериги святого серебряные. Они убили Никиту, чтобы завладеть его веригами. Потом бежали, выяснили, что вериги из обычного железа, бросили их и были пойманы где-то под Ярославлем. А пещера, в которой жил Никита, до сих пор сохранилась.
Недалеко от Никитского монастыря - еще одно место с красивым панорамным видом, которое тоже было языческим святилищем. Сюда приходило языческое племя меря, чтобы поклониться Синему камню (он до сих пор тут сохранился). Выглядит совершенно фантастически. Он, действительно, синий и похож на какой-то метеорит. Зимой снег на нем тает, поэтому камень всегда голый. Легенды гласят, что представители церкви не раз пытались уничтожить камень (закопать или утопить в Плещеевом озере), но он каждый раз каким-то образом возвращался на свое место, ²всплывая⌡ из-под грунта или воды.
А еще в Переславле есть несколько забавных музеев вроде музея утюга, музея масок, истории военного флота и музея узкоколейных паровозов (когда-то в Переславле была своя узкоколейная железная дорога, а сейчас, кстати, нет никакой).
Вот сколько всего интересного в Переславле. За один день и не посмотришь. Пожалуй, немного загнул я по поводу того, что одного дня достаточно - мы ведь так и не успели все посмотреть. Так что надо будет сюда обязательно вернуться еще раз - например, по дороге в древние Ростов и Ярославль. Они как раз на этой же трассе.